Знаменитая сказка Г.Х. Андерсена про оловянного солдатикаСтойкий оловянный солдатик

Из денег

Ганс Христиан Андерсен

Государственное издательство "Главное управление", Москва, 1923 г.

Переводчик: не указан

Иллюстрации: М. Ивашинцовой.

Жили-были на белом свете двадцать пять оловянных солдатиков. Двадцать пять родных братьев, родившихся от одной оловянной ложки! Все они были красивые, одетые в синие мундиры, с саблями через плечо и в красивых касках на головах. Держались они прямо и гордо, все походили друг на друга, как две капли воды. Только один из них был не похож на других: у него была только одна нога! Несчастный! Его отливали после всех, и для него не хватило олова.

Но представь себе, несмотря на то, что у него была только одна нога, он ничуть не смущался этим и держался так же твердо и прямо, как и все остальные. Первое слово, которое услыхали солдатики, когда была раскрыта коробка, в которой они помещались, было радостное восклицание:

Ах! оловянные солдатики!

Это закричал маленький мальчик, который получил их в подарок в день своих именин и, хлопая от радости в ладоши, сейчас же принялся расставлять их на своем столе.

На этом столике стояло множество всяких игрушек. Все это были красивые и дорогие вещи, но лучше всего там был бумажный замок. Он был совсем, как настоящий. В его окна были видны комнаты, уставленные мягкой мебелью, а перед ним был устроен хорошенький садик с зелеными деревьями и озером, по которому плавали белые лебеди. Двери замка были раскрыты, и в них стояла хорошенькая нарядная дама, в светло-голубом платье и с узенькой ленточкой через плечо, на которой была прикреплена большая красивая роза. Хотя дама и была тоже сделана из бумаги, тем не менее, она была очаровательна, и наш солдатик совсем загляделся на нее. Красавица изображала танцовщицу, руки ее были протянуты вперед, а одна нога была поднята так высоко, что солдатик совсем не видел ее и подумал, что она страдает таким же физическим недостатком, как и он.

"Вот хорошая жена для меня! - думал он. - Жаль только, что она такая знатная и живет в замке! Пожалуй, мое помещение, в котором нас живет двадцать пять человек, не подойдет для нее. Но я все-таки познакомлюсь с ней!" решил он и спрятался за табакерку, откуда мог незаметно любоваться красивой танцовщицей.

Когда наступил вечер, солдатиков опять уложили в их коробочку, и все в доме улеглись спать. Но тогда-то и началось самое интересное! Все игрушки, стоявшие на столе, начали двигаться и принялись играть в разные игры. Поднялся страшный шум и веселье. Щипцы кувыркались, дергуны плясали, волчки вертелись в головокружительном вальсе - и только танцовщица и одинокий солдатик не двигались с места. Она все стояла на одной ноге, протянув вперед руки, а он, стоя за табакеркой, не спускал с нее глаз. Его забыли положить в коробочку, вместе со всеми солдатиками, которые сейчас беспокойно ворочались там, стараясь поднять крышку, чтобы присоединиться к общему веселью. Но это им совсем не удавалось, крышка была тяжела для них. Вдруг в полночь в табакерке, за которой стоял наш солдатик, послышался какой-то треск, и из нее выскочил маленький чертик.

Оловянный солдат! - закричал он. - Не смотри на ту, с которой ты не имеешь ничего общего!

Но солдат притворился, что не слышит его, и продолжал упорно смотреть на одноногую танцовщицу!

Ага! Ты не слушаешь! - запищал чертик. - Ну, так ты завтра увидишь, что с тобой будет!

Утром, когда дети встали, они принялись переставлять игрушки и, взяв солдатика, поставили его на окно. Но в это время подул ли ветер, или это было дело чертика, но окно неожиданно распахнулось, и наш бедный герой полетел вниз головой прямо на мостовую! Упав, он застрял между камнями и притом же в очень неудобной позе: стоя на голове, с поднятой вверх ногой. Да; это было очень неприятно.

Дети и горничная долго искали упавшего солдатика на мостовой, но так и не нашли. Ему следовало бы крикнуть им: "я здесь!" и они, конечно, увидали бы его, но он думал, что кричать на улице неприлично, и промолчал.

Скоро пошел проливной дождь, и бедный солдатик совсем вымок. Ему было очень плохо, и он уже начал думать о смерти, когда вдруг чьи-то руки схватили его, и он услышал детский голос.

"Ба-ба-ба! Оловянный солдатик!

Давай-ка, отправим его покататься в лодке!"

И мальчуган, державший его в руке, сейчас же сделал из газетной бумаги лодочку и, посадив его в нее, пустил лодку в водосточную канаву. Ух! Как быстро понеслась лодочка! У солдатика даже дух захватило. А кругом бушевали волны!.. Каждую секунду можно было ожидать, что лодка перевернется и пойдет ко дну, так сильно качало ее из стороны в сторону.

Но солдатик храбро стоял посреди лодки, держа ружье на плече и сохраняя самый спокойный вид.

Вдруг он въехал под какой-то мостик и увидел под ним большую водяную крысу, которая тотчас же подплыла к его лодке и сурово пропищала: "Паспорт есть? Покажи-ка паспорт!"

Солдатик ничего не ответил ей и молча проехал дальше. Разозленная крыса поплыла за ним, громко крича: "Держите его, держите! Он без паспорта! Он не платит пошлину!"... Но было уже поздно, лодочка неслась все быстрее и быстрее!.. Вот она въехала в большой канал, в который вливалась канава, - и завертелась в нем так, что у бедного солдатика закружилась голова. Но он умел владеть собой, и ни один человек в мире не мог бы заметить по его лицу, что ему так плохо. Он даже, кажется, не мигал. Только, когда вода стала заливать через край, а бумага, из которой была сделана лодка, начала распускаться, он понял, что ему грозит смерть. С тоской вспомнил он милую танцовщицу, с которой ему не суждено было больше увидеться, и в ушах его звучала песня:

"Вперед, вперед, о воин!

Ты должен встретить смерть!"

В эту минуту бумага разорвалась, и он почувствовал, что идет ко дну... Трах! Его проглотила большая хищная рыба!..

"Боже, как темно! И как тесно!.. Хуже, чем в коробочке!" думал солдатик, лежа в животе рыбы. А несчастная рыба, проглотивши такую неудобную вещь, металась во все стороны, делая какие-то странные движения...

Но вдруг сделалось опять светло, и солдатик услышал чей-то голос: "Батюшки! оловянный солдатик!" Это говорила кухарка, вынувшая его из рыбы, которую она купила на рынке и только что собиралась варить. Она взяла солдатика и отнесла его в детскую, в ту же самую детскую, из окна которой он так неожиданно свалился на улицу.

Каково же было его удивление, когда он, придя в себя, оглянулся вокруг и - снова увидел перед собой танцовщицу, стоявшую в дверях бумажного домика!.. Она была все так же прелестна и все так же стояла на одной ноге, протянув вперед свои маленькие ручки.

Это было так трогательно! Солдатик готов был плакать от радости и умиления. Они глядели друг на друга и не говорили ни слова... До слов ли тут, посудите сами!

Вдруг кто-то из детей схватил солдатика и бросил его в печку.

О, это, наверно, были проделки чертенка!

Солдатик почувствовал страшный жар, но подумал, что это от любви. Огонь расплавлял его тело, краски сходили с него, а он все еще смотрел на танцовщицу, прижимая к груди свое ружье.

В это время в комнате отворили дверь, и порыв ветра охватил танцовщицу, так что она, закружившись в воздухе, тоже полетела прямо в печку.

В одну минуту пламя уничтожило ее. Солдатик тоже совсем растаял и превратился в маленький оловянный комочек, который, вместе с мишурной золой, оставшейся от танцовщицы, был выметен из печки вместе с золой и выброшен горничною в помойную яму.

Так кончилась история стойкого оловянного солдатика!..

Сказки Андерсена — очень красивые, волшебные, а то, чему они учат, можно назвать самыми лучшими и важными качествами человека: умение любить и дружить безкорыстно, то, что называется по-настоящему, храбрость и честность, самоотверженность и находчивость, умение не унывать в любой ситуации. При этом некоторые из них, не смотря на свою лиричность, заканчиваются не так хорошо, как большинство сказок. Но именно эта — одна из отличительных черт произведений великого сказочника.

Стойкий оловянный солдатик — одна из самых известных сказок Андерсена. Ее можно назвать грустной, но она почему-то нравится детям, вероятно, они находят в ней то, что можно назвать еще не разгаданной тайной.

Вопросы, собранные на этой странице, помогут провести тест по сказке, чтобы узнать насколько хорошо понял ребенок прочитанное. А также провести небольшую викторину после ее прочтения в детском коллективе.

Список вопросов по сказке


Кто написал сказку «Стойкий оловянный солдатик»?

Ответ: Ганс Христиан Андерсен.


Сколько всего было оловянных солдатиков?

Ответ: Двадцать пять.


Кем была их мать?

Ответ: Старая оловянная ложка.


Кому подарили оловянных солдатиков и на какой праздник?

Ответ: Маленькому мальчику на день его рождения.


Какие первые слова услышали солдатики, когда открыли их домик-коробку?

Ответ: «Ах, оловянные солдатики!»


Из чего сделан оловянный солдатик?

Ответ: Из олова.


Почему оловянный солдатик назван стойким?

Ответ: Потому что он стойко выдержал все невзгоды свалившиеся на него и уверенно стоял на своей одной ноге.


Почему солдатик стал одноногим?

Ответ: Потому что его отливали последним, и олова немножко не хватило...


Кто стоял на пороге игрушечного дворца?

Ответ: Барышня, вырезанная из бумаги.


Что изображало маленькое озеро перед дворцом?

Ответ: Зеркальце.


Кто плавал по озеру?

Ответ: Восковые лебеди.


Кем была возлюбленная оловянного солдатика?

Ответ: Бумажная барышня.


Из чего была сделана маленькая танцовщица?

Ответ: Из бумаги, и была одета в юбочку из тончайшего батиста.


В чем ошибся солдатик, увидев танцовщицу первый раз?

Ответ: Ему показалось, что она тоже одноногая, а на самом деле её вторая нога была поднята.


О чем подумал оловянный солдатик, увидев танцовщицу?

Ответ: Он восхитился, пожелав себе такую жену.


Что принялись делать игрушки, когда все люди в доме легли спать?

Ответ: Играть в войну и бал.


Кто сидел в табакерке?

Ответ: Маленький чёрный тролль.


Как стойкий солдатик оказался на улице?

Ответ: Он полетел вниз головой из неожиданно распахнувшегося окна.


Почему солдатик не крикнул, когда вышли его искать мальчик и служанка?

Ответ: Потому что он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!


Солдатика нашли два мальчика. Куда они его посадили?

Ответ: Они посадили его на лодочку из газетной бумаги и пустили в плавание по канавке.


Кто пристал к солдатику, потребовав у него паспорт?

Ответ: Большая крыса.


Почему крыса не смогла догнать лодку с солдатиком?

Ответ: Потому что её несло по течению быстрее и быстрее.


Что так напугало солдатика, когда он плыл на лодке дальше?

Ответ: Сильный шум, издававшийся при впадении канавки в большой канал.


Куда попал солдатик, когда он утонул?

Ответ: В рот рыбе, которая его проглотила.


Что случилось с рыбой, и как освободился солдатик?

Ответ: Рыбу поймали, доставили на рынок, а потом на кухню. Ей распороли живот, достав оттуда солдатика.


У кого оказался солдатик?

Ответ: У тех же людей, которые его купили и потеряли.


Что с солдатиком сделал мальчик?

Ответ: Он кинул его в печку на сожжение.


Как в печку попала танцовщица?

Ответ: Её подхвалило ветром от распахнувшейся двери.


Что осталось от солдатика после трагического случая?

Ответ: Оловянное сердечко.


А что произошло с танцовщицей, и что осталось от неё?

Ответ: Она сгорела полностью. Осталась одна брошка, да и та вся обгорела и почернела...

Сказка Стойкий оловянный солдатик читать:

Было когда-то двадцать пять оловянных солдатиков, родных братьев по матери — старой оловянной ложке, ружьё на плече, голова прямо, красный с синим мундир — ну, прелесть что за солдаты! Первые слова, которые они услышали, когда открыли их домик-коробку, были: «Ах, оловянные солдатики!» Это закричал, хлопая в ладоши, маленький мальчик, которому подарили оловянных солдатиков в день его рождения. И он сейчас же принялся расставлять их на столе. Все солдатики были совершенно одинаковы, кроме одного, который был с одной ногой. Его отливали последним, и олова немножко не хватило, но он стоял на своей ноге так же твёрдо, как другие на двух; и он-то как раз и оказался самым замечательным из всех.

На столе, где очутились солдатики, было много разных игрушек, но больше всего бросался в глаза дворец из картона. Сквозь маленькие окна можно было видеть дворцовые покои; перед самым дворцом, вокруг маленького зеркальца, которое изображало озеро, стояли деревца, а по озеру плавали и любовались своим отражением восковые лебеди. Всё это было чудо как мило, но милее всего была барышня, стоявшая на самом пороге дворца. Она тоже была вырезана из бумаги и одета в юбочку из тончайшего батиста; через плечо у неё шла узенькая голубая ленточка в виде шарфа, а на груди сверкала розетка величиною с лицо самой барышни. Барышня стояла на одной ножке, вытянув руки, — она была танцовщицей, — а другую ногу подняла так высоко, что наш солдатик её и не увидел, и подумал, что красавица тоже одноногая, как он.

«Вот бы мне такую жену! — подумал он. — Только она, как видно, из знатных, живёт во дворце, а у меня только и есть, что коробка, да и то в ней нас набито двадцать пять штук, ей там не место! Но познакомиться всё же не мешает».

И он притаился за табакеркой, которая стояла тут же на столе; отсюда ему отлично было видно прелестную танцовщицу, которая всё стояла на одной ноге, не теряя равновесия.

Поздно вечером всех других оловянных солдатиков уложили в коробку, и все люди в доме легли спать. Теперь игрушки сами стали играть в гости, в войну и в бал. Оловянные солдатики принялись стучать в стенки коробки — они тоже хотели играть, да не могли приподнять крышки. Щелкунчик кувыркался, грифель писал по доске; поднялся такой шум и гам, что проснулась канарейка и тоже заговорила, да ещё стихами! Не трогались с места только танцовщица и оловянный солдатик: она по-прежнему держалась на вытянутом носке, простирая руки вперёд, он бодро стоял и не сводил с неё глаз.

Пробило двенадцать. Щёлк! — табакерка раскрылась.

Там не было табаку, а сидел маленький чёрный тролль; табакерка-то была с фокусом!

— Оловянный солдатик, — сказал тролль, — нечего тебе заглядываться!

Оловянный солдатик будто и не слыхал.

— Ну постой же! — сказал тролль.

Утром дети встали, и оловянного солдатика поставили на окно.

Вдруг — по милости ли тролля или от сквозняка — окно распахнулось, и наш солдатик полетел головой вниз с третьего этажа, — только в ушах засвистело! Минута — и он уже стоял на мостовой кверху ногой: голова его в каске и ружьё застряли между камнями мостовой.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на поиски, но сколько ни старались, найти солдатика не могли; они чуть не наступали на него ногами и всё-таки не замечали его. Закричи он им: «Я тут!» — они, конечно, сейчас же нашли бы его, но он считал неприличным кричать на улице, он ведь носил мундир!

Начал накрапывать дождик; сильнее, сильнее, наконец, хлынул ливень. Когда опять прояснилось, пришли двое уличных мальчишек.

— Гляди! — сказал один. — Вон оловянный солдатик! Отправим его в плавание!

И они сделали из газетной бумаги лодочку, посадили туда оловянного солдатика и пустили в канавку.

Сами мальчишки бежали рядом и хлопали в ладошки. Ну и ну! Вот так волны ходили по канавке! Течение так и несло, — не мудрено после такого ливня!

Лодочку бросало и вертело во все стороны, так что оловянный солдатик весь дрожал, но он держался стойко: ружьё на плече, голова прямо, грудь вперёд!

Лодку понесло под длинные мостки: стало так темно, точно солдатик опять попал в коробку.

«Куда меня несёт? — думал он. — Да, это всё шутки гадкого тролля! Ах, если бы со мною в лодке сидела та красавица — по мне, будь хоть вдвое темнее!»

В эту минуту из-под мостков выскочила большая крыса.

— Паспорт есть? — спросила она. — Давай паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и ещё крепче сжимал ружьё. Лодку несло, а крыса плыла за ней вдогонку. У! Как она скрежетала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

— Держи, держи его! Он не внёс пошлины, не показал паспорта!

Но течение несло лодку всё быстрее и быстрее, и оловянный солдатик уже увидел впереди свет, как вдруг услышал такой страшный шум, что струсил бы любой храбрец. Представьте себе, у конца мостика вода из канавки устремилась в большой канал! Это было для солдатика так же страшно, как для нас нестись на лодке к большому водопаду.

Но солдатика несло всё дальше, остановиться было нельзя. Лодка с солдатиком скользнула вниз; бедняга держался по-прежнему стойко и даже глазом не моргнул. Лодка завертелась… Раз, два — наполнилась водой до краёв и стала тонуть. Оловянный солдатик очутился по горло в воде; дальше больше… вода покрыла его с головой! Тут он подумал о своей красавице: не видать ему больше. В ушах у него звучало:

Вперёд стремись, о воин,

И смерть спокойно встреть!

Бумага разорвалась, и оловянный солдатик пошёл было ко дну, но в ту же минуту его проглотила рыба.

Какая темнота! Хуже, чем под мостками, да ещё страх как тесно! Но оловянный солдатик держался стойко и лежал, вытянувшись во всю длину, крепко прижимая к себе ружьё.

Рыба металась туда и сюда, выделывала самые удивительные скачки, но вдруг замерла, точно в неё ударила молния. Блеснул свет и кто-то закричал: «Оловянный солдатик!»

Дело в том, что рыбу поймали, свезли на рынок, потом она попала на кухню, и кухарка распорола ей брюхо большим ножом. Кухарка взяла оловянного солдатика двумя пальцами за талию и понесла в комнату, куда сбежались посмотреть на замечательного путешественника все домашние. Но оловянный солдатик ничуть не загордился. Его поставили на стол, и — чего-чего не бывает на свете! — он оказался в той же комнате, увидал тех же детей, те же игрушки и чудесный дворец с прелестной маленькой танцовщицей. Она по-прежнему стояла на одной ножке, высоко подняв другую. Вот так стойкость! Оловянный солдатик был тронут и чуть не заплакал оловом, но это было бы неприлично, и он удержался. Он смотрел на неё, она на него, но они не обмолвились ни словом.

Вдруг один из мальчиков схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, это всё тролль подстроил! Оловянный солдатик стоял охваченный пламенем: ему было ужасно жарко, от огня или любви — он и сам не знал. Краски с него совсем слезли, он весь полинял; кто знает от чего — от дороги или от горя? Он смотрел на танцовщицу, она него, и он чувствовал, что тает, но ещё держался стойко, с ружьём на плече. Вдруг дверь в комнате распахнулась, ветер подхватил танцовщицу, и она, как сильфида, порхнула прямо в печку к оловянному солдатику, вспыхнула разом и — конец!

А оловянный солдатик растаял и сплавился в комочек. На другой день горничная выгребала из печки золу и нашла маленькое оловянное сердечко; от танцовщицы же осталась одна розетка, да и та вся обгорела и почернела, как уголь.

Страница 19 из 22


Х.-К. Андерсен. «Стойкий оловянный солдатик»

Однажды, когда Андерсен шел по одной из узких копенгагенских улиц, к нему подбежал маленький мальчик и, сунув ему в руку оловянного солдатика, стремительно убежал. Вполне возможно, что именно в этот момент сказочник услышал голос новой сказки, историю о том, как...
Жили-были двадцать пять оловянных солдатиков. Жили они в коробке, где было темно и тесно. Но однажды коробка открылась и мальчик, которому их подарили, увидел, что один солдатик не такой, как все. Нет, он был так же красив, как и его братья: ружье на плече, ладный мундир, взгляд устремлён вперёд. Но его отливали последним, олова не хватило и оказалось, что у него только одна нога. Впрочем, и на одной ноге он стоял так же твердо, как другие на двух. И скоро вы в этом убедитесь.
Кроме солдатиков на столе было много самых разных подарков. Красивее всех был картонный замок, около которого стояла очаровательная девушка. Она была танцовщица, поэтому стояла на одной ножке, протянув руки вперёд, никогда не теряя при этом равновесия. Девушка была так прекрасна, что солдатик невольно подумал: «Вот бы мне такую жену!» Тут-то, всё и началось... Нет, не случайно у оловянного солдатика оказалась только одна нога. Что кроме беспримерной стойкости (ведь устоять на одной ноге гораздо труднее) могло доказать прекрасной танцовщице, как сильно он её полюбил. И во всех испытаниях, которые выпали на его долю, он держался стойко, сжимая в руках ружьё.
Многие из вас, наверняка, обратили внимание, что жизненную стойкость проявляют у Андерсена персонажи совсем не героические: гадкий утёнок, Дюймовочка... теперь вот оловянный солдатик. Таким образом, Андерсен подталкивает читателей к очень важной для него мысли: как же, глядя на них, должны вести себя мы – большие и сильные.
Тем временем, в сказку вторгается случай (традиционный сказочный прием). Рыбу, которая проглотила солдатика, когда он выпал из окна и его носило по бурной реке, купили на рынке, и оловянный солдатик вновь оказался на том же столе, среди тех же игрушек. На пороге картонного замка по-прежнему стояла прекрасная танцовщица. И всё так же простирала руки, будто призывала солдатика скорее вернуться. И он вернулся. Все бы закончилось хорошо, если бы ни проделки чёрного тролля, которому тоже приглянулась прекрасная танцовщица. Тролль неожиданно выскочил из стоящей на столе табакерки и закричал: «Перестань пучить глаза на то, что не про твою честь!» И хотя оловянный солдатик сделал вид, будто не слышит, тролль угрожающе закричал: «Ну, погоди! Придёт утро, увидишь!» Этот традиционный для народных скандинавских преданий персонаж в авторской сказке по-прежнему остаётся носителем зла, но одновременно превращается в обычную механическую игрушку. В сказках, для которых характерно сплетение фантастического с реальным, часто необычное становится обычным, а повседневное превращается в сказочное.
Обратите внимание на то, что Андерсен нигде не переступает грань, за которой игрушечный солдатик перестаёт быть игрушкой. Оживления или превращения (традиционных для народной сказки) не происходит, но присущая поэтике Андерсена двойственность проявляется постоянно. Ему важно не просто наделить игрушку человеческими свойствами, но человеческое в игрушке поставить выше «игрушечного». Попробуйте мысленно убрать эту двойственность и вся история про оловянного солдатика потеряет всю загадочную привлекательность и драматизм.
«Вы создали новый, поразительный мир поэзии... – говорил Андерсену известный норвежский фольклорист My, – Вы смогли вложить в него ясное, современное мировоззрение. Потому-то сказки Ваши стали картинками жизни, в которых отражены вечные истины».
Сам Андерсен полагал, что подлинный сказочник должен уметь вложить в сказку трагическое и комическое, наивное и юмористическое. А мы, перечитывая эти сказки заново, всего лишь быть готовы прочувствовать всё это в полной мере. Нужна ли детям наша поддержка?
Н.А. Добролюбов, высоко ценивший андерсеновские сказки, полагал, что они сами по себе благотворно действуют на сердца детей, наводят их на размышления свободно и естественно, безо всякой натяжки, потому что лишены «нравоучительного хвостика».
Как сохранить в педагогической работе эту свободу и естественность? Поначалу попросим детей обнаружить столь важную для поэтики Андерсена двойственность: найти в тексте моменты, когда игрушечный солдатик чувствует и думает по-человечески, оставаясь при этом игрушкой. (Когда начинаешь понимать автора глубже, он становятся тебе и по-человечески ближе). К примеру, когда солдатик, случайно выпав из окна, полетел кувырком с третьего этажа, то он мог бы крикнуть детям, которые его искали: «Я тут!», однако «он считал неприличным громко кричать на улице, будучи в мундире». И он молчал. А когда после возвращения он вновь увидел прелестную маленькую танцовщицу, то так растрогался, что «из глаз его чуть не покатились оловянные слёзы», но он вспомнил тут же, что «солдату плакать не полагается». Не закричал. Не заплакал. - Что ещё? Таким образом, он остаётся игрушкой, но проявив вовсе не игрушечное, а человеческое достоинство, остаётся верен себе.
Существует и ещё один верный путь, способный сохранить в общении со сказкой свободу и естественность. И он приведёт нас в театр кукол, где игрушки могут оживать не только ночью, когда их не видят люди, но и днем. На радость и детям и взрослым. Сам Андерсен ещё в юности начал писать пьесы для кукольного театра и был привязан к театру всю жизнь.
Дети – сказка – театр кукол в нашем сознании всегда рядом. В обычном театре происходит перевоплощение актёра в образ, в театре кукол – оживление. Вдохнуть в куклу жизнь предстоит актёру, который держит её в руках. А придумать её внешний вид – смастерить – может только художник. Из бесконечного множества индивидуальных особенностей художник отбирает для каждой куклы-актёра самое типическое, самое характерное, чтобы передать суть того или иного образа. Что и как в театре кукол связаны самым тесным образом. В таком театре всё откровенно условно. И всё содержит художественную правду, которая достигается особым характером и широтой обобщения. Как мы попытаемся разыграть эту сказку в собственном театре кукол, вы сейчас увидите.
Сценограмма урока «Играем Андерсена»(фрагменты)
Учитель. Мы бывали с вами в театре кукол, но никогда ещё не устраивали свой кукольный театр. Это непросто, но давайте попробуем. На экскурсии в музее Центрального театра кукол им. Образцова нам рассказывали какие бывают театры кукол. Какой театр нам лучше сделать, ведь он должен родиться прямо в классе?
- Настольный театр, когда люди на виду у всех управляют куклами.
Учитель. Каких кукол мы сможем быстро сделать?
- Лучше всего вырезать кукол из бумаги.
Учитель. Раз почти все с этим согласны, то придётся всем превратиться в художников, и нарисовать эскизы героев-кукол. Но прежде нужно решить, какие эпизоды сказки мы собираемся разыграть. Если каждый напишет на листочке свои предложения, то можно будет их обсудить. Учтите, что нам предстоит отобрать не только самые важные моменты сказки, но и учитывать наши возможности: наш театр кукол только-только рождается. Все написали? Слушайте внимательно: «Как солдатик увидел танцовщицу», «Бал игрушек», «Встреча с водяной крысой», «Как игрушки ночью оживали», «Как мальчик играл в солдатиков», «Как солдатика бросили в печь». Что же нам отобрать?
- Эпизод, как мальчик играл в солдатиков, смотреть будет не интересно.
- «Ночной бал» интересный момент и важный потому, что там появляется тролль.
Учитель. Каким вы представляете себе тролля?
- Такой чёрный, похожий на чёртика.
- По-моему, ночной бал разыграть очень трудно, там действует много игрушек и нужно время, чтобы их сделать.
- Как солдатика бросили в печь, тоже будет трудно показать, ведь нужно не просто его бросить, но и показать, как он погибает – расплавляется.
Учитель. А что вы думаете по поводу встречи солдатика с водяной крысой?
- Это очень смешной момент и его интересно будет смотреть.
- И там всего два действующих лица.
- Еще нужна будет лодочка и мостик, но из бумаги это сделать не трудно.
Учитель. Итак, делаем эскизы двух кукол: оловянного солдатика и водяной крысы. Не забывайте, что вы делаете эскизы кукол, а не просто рисуете героев сказки. Это задание на дом…
Смотрите, сколько перед вами солдатиков и всевозможных крыс… Кто из них будет играть в нашем театре кукол?
- Мне кажется, что солдатик на этом рисунке больше всего подходит для нашего театра, потому что у него большие выразительные глаза.
- Они как будто человеческие...
- А эта крыса самая обыкновенная, трудно представить, как она будет кричать: «У тебя паспорт есть?»
- Вот на этом рисунке крыса не просто злобная, но и немножко смешная. И можно представить, как она кричит и преследует оловянного солдатика.
Учитель. Актёров-кукол мы выбрали. Помните, во многих сказках Андерсена присутствует рассказчик: это может быть сам автор или кто-то другой. Припомните такие сказки. Если введём автора-рассказчика, то получится, что участников игры-импровизации трое: лицо от автора, оловянный солдатик и водяная крыса.
... И вот уже на столе (обычном столе) появляются бумажные куклы, которые держат авторы самых удачных эскизов- рисунков. Но прежде еще нужно сделать бумажную лодочку, придумать, как расположить на столе мост... продумать все движения героев-кукол и все мизансцены.

Встреча с водяной красой
Рассказчик. Когда дождь перестал, мальчишки сделали из газеты лодочку, поставили в неё оловянного солдатика и пустили ее по водосточной канаве… Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то вертелась, и оловянный солдатик вздрагивал, но он был стойкий и всё так же невозмутимо смотрел вперёд, держа ружьё на плече (Пока рассказчик говорит, участники игры-импровизации все это демонстрируют).
… «Куда ж это меня несёт? - думал солдатик, - Всё это проделки тролля! Вот если бы в лодочке со мной сидела маленькая танцовщица…»
В эту минуту из-под мостика выскочила большая водяная крыса - она здесь жила.
Водяная крыса. «А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!»
Рассказчик. Но оловянный солдатик молчал и еще крепче прижимал к себе ружьё. Лодочка плыла всё дальше, а крыса плыла за ней…
Водяная крыса. Держите его? Держите! Он не уплатил дорожной пошлины, не предъявил паспорта!
Рассказчик. Бедный солдатик держался всё так же стойко, даже глазом не моргнул. И вдруг лодка завертелась, потом накренилась, сразу наполнилась водой и стала тонуть. Оловянный солдатик уже стоял по шею в воде, а лодка все больше размокала и погружалась все глубже, теперь вода покрывала солдатика с головой. Он вспомнил о прелестной маленькой танцовщице, которую ему не суждено больше увидеть, в ушах у него зазвучала песенка:
Вперёд, о воин!
Иди на смерть.
Бумага совсем размокла, прорвалась, и солдатик уже стал тонуть, но в этот миг его проглотила большая рыба.
Учитель. У Маши крыса получилась очень смешной. Комический эффект усиливался от сближения слов героической песни и злобных выкриков крысы. На этот раз мы ограничились одним эпизодом... Будем продолжать?
- Обязательно.
Учитель. А пока вернёмся в сказку и припомним, как Андерсен завершает историю про стойкого оловянного солдатика.
- Солдатик снова оказался на кухне, где ярко горел огонь в печи.
- И началось его последнее испытание.
Учитель. Когда мальчик вдруг бросил солдатика в горящую печь, он стоял, окружённый ярким пламенем. Что он чувствовал?
- -Что весь горит, но что сжигает его - пламя или любовь, этого он и сам не знал.
- Когда краски на нём полиняли, то было ли это от горя, что он совсем скоро никогда уже не увидит маленькую танцовщицу или они сошли во время путешествия - он тоже не знал.
- Но он все ещё стоял прямо, с ружьём на плече и не сводил глаз с маленькой танцовщицы.
- Они не могли оторвать глаз друг от друга.
Учитель. Как вы думаете, почему именно оловянный солдатик стал у Андерсена олицетворением стойкости?
- Потому что игрушечные оловянные солдатики стоят очень устойчиво, когда в них играешь.
- Игрушка эта совсем маленькая, но стойкая.
- Слово «стойкий» можно понимать по-разному.
- Оно в сказке используется различно.
- Слово, «стойкий» подходит к военному.
Учитель. Что же случилось потом?
- Сквозняк подхватил танцовщицу, ведь она была сделана из бумаги, она впорхнула в печку и сгорела. Чтобы не расставаться.
- Вспыхнула ярким пламенем - и ее не стало.
- И оловянного солдатика не стало, он расплавился.
Учитель. Нo почему у сказки такой печальный конец?
- Нет, мне конец не показался таким грустным, ведь мы знаем, что от солдатика осталось оловянное сердечко.
- Когда утром служанка выгребала из печки золу, она нашла не кусочек олова, а оловянное сердечко.
- А от танцовщицы осталась блестка, но она уже не сверкала, а почернела.
- Несмотря ни на что они оказались вместе, значит любовь победила.
- Можно бросить оловянного солдатика в огонь, но ничто не может уничтожить настоящую любовь.
Учитель. А зачем мальчик бросил солдатика в печь?
- Он был маленький. Не понимал, что делает.
- Но мы увидели, что не только, когда солдатик тонул, но и когда он стоял в огне, то был стойким: стоял прямо, сжимая в руке ружьё.
- Если бы мальчик не бросил оловянного солдатика в огонь, то никто не нашёл бы оловянное сердечко. У нас не осталось бы ничего на память.
- Если бы оловянный солдатик утонул или просто потерялся, то о нём сразу забыли бы.
- Купили бы новых солдатиков.
Учитель. А может быть лучше было бы автору спасти их?
- Но это была бы другая сказка.
... Огонь всё ещё горит в печке. Разве вы не слышали, как Муза Андерсена сказала детям: «Взгляните на героев сказки. Нарисуйте их. Превратите их в героев кукольного спектакля. Тогда вы продолжите их жизнь!
Нам удалось её услышать.

Великий сказочник
… Что толкнуло Андерсена в область сказки?
Сам он говорил, что легче всего писать сказки, оставаясь наедине с природой, «слушая её голос», особенно в то время, когда он отдыхал в лесах Зеландии.
… Но мы знаем, что многие свои сказки Андерсен писал среди зимы, в разгар детских елочные праздников, и придавая им нарядную и простую форму.
… Андерсен считал свою жизнь прекрасной, но, конечно, лишь в силу детской своей жизнерадостности. Эта незлобивость по отношению к жизни обычно бывает верным признаком внутреннего богатства. Таким людям, как Андерсен, нет охоты растрачивать время и силы на борьбу с житейскими неудачами, когда вокруг так явственно сверкает поэзия, - и нужно жить только в ней, жить только ею и не пропускать то мгновение, когда весна прикоснётся губами к деревьям…
Писал он быстро потому, что обладал даром импровизации. Андерсен был чистейшим образцом импровизатор. Бесчисленные мысли и образы роились у него во время работы. Нужно было спешить, чтобы записать их, пока они еще не ускользнули из памяти, не погасли и не скрылись из глаз. Нужно было обладать необыкновенной зоркостью, чтобы ловить на лету и закреплять те картины, что вспыхивали и мгновенно гасли, как ветвистый узор молнии на грозовом небе.
… Я не перечисляю тут всего, что написал Андерсен. Вряд ли это нужно. Я хотел только набросать беглый облик этого поэта и сказочника, этого обаятельного чудака, оставшегося до самой своей смерти чистосердечным ребёнком, этого вдохновенного импровизатора и ловца человеческих душ - и детских и взрослых.
(К.Паустовский. Из вступительной статьи к книге
Х.-К. Андерсена «Сказки и истории»)

Была ли у тебя в детстве любимая сказка?
(из ответов одиннадцатиклассников)
- В детстве я очень любила сказки за их доброту. Но самая любимая моя сказка «О царе Салтане». В ней есть скрытый смысл. Когда мама читала мне ее, а потом я сама читала, она просто завораживала меня, захватывала. Я с радостью вспоминаю самую прекрасную жизненную пору – свое детство.
- Я не помню ни одной сказки, но помню иллюстрации.
- В детстве мне читали много сказок. Больше всего мне нравились сказки с добрым концом. Сказки, которые заканчивались грустно, я переделывала. Мне всегда хотелось быть маленькой как Незнайка, хотелось летать и жить на крыше вместе с веселым Карлсоном, я завидовала Пеппи, где она жила одна в доме. Я всегда буду дружить с этими героями и пронесу их через всю свою жизнь.
- Если честно, то названия своей любимой сказки я не помню, но она, безусловно, была. Мне вспоминается лишь большая книжка со множеством красивых картинок. Мама читала из нее сказки, но научившись читать, я много раз возвращалась к ней. И даже сейчас мне порой хочется заглянуть туда. Не знаю зачем, просто так.
- Сказки учат нас любви, состраданию, доброте, самопожертвованию. В атмосфере волшебства и праздника они учат детей жизни.
- Когда я была маленькой, мама часто читала мне сказки… слушать я их обожала. Благородство души, способность к самопожертвованию – вот то, чему учат нас сказки. С замиранием сердца я слушала о Прекрасной принцессе, добром волшебнике, о семи гномах и доброй Золушке.
- Я считаю, что сказка рождает светлые мечты и развивает воображение и душу.
- Мне родители читали много сказок. И весь мир казался сказкой, я воспринимала все по сказочному. И не странно, что порой я представляла себя Мальвиной или Красной шапочкой. … Постепенно ощущение жизнь-сказка рассеивалась и уходило в душу, перерастав в мечты.
- У меня в детстве любимой сказкой была «Золушка», и она была какой-то особенной, мелодичной и романтичной, и она очень хорошо заканчивалась.
- «Три поросенка». Без сказок не будет такой любви к ближнему, ответственности за них. В жизни всегда должно быть что-то хорошее, даже когда это написано.
- Конечно же была. Их было много. Сначала мне их читала мама, потом я многие из них перечитывал сам. Сказки – это как бы первые учебники жизни.
- Меня воспитывали с раннего детства на стихах. Сказки вошли в мою жизнь немного позже… От этой духовной «пищи» во многом зависит, как сложится судьба человека.


Было когда-то на свете двадцать пять оловянных солдатиков. Все сыновья одной матери - старой оловянной ложки, - и, значит, приходились они друг другу родными братьями. Это были славные, бравые ребята: ружье на плече, грудь колесом, мундир красный, отвороты синие, пуговицы блестят... Ну, словом, чудо что за солдатики!

Все двадцать пять лежали рядком в картонной коробке. В ней было темно и тесно. Но оловянные солдатики - терпеливый народ, они лежали не шевелясь и ждали дня, когда коробку откроют.

И вот однажды коробка открылась.

Оловянные солдатики! Оловянные солдатики! - закричал маленький мальчик и от радости захлопал в ладоши.

Ему подарили оловянных солдатиков в день его рождения.

Мальчик сейчас же принялся расставлять их на столе. Двадцать четыре были совершенно одинаковые - одного от другого не отличить, а двадцать пятый солдатик был не такой, как все. Он оказался одноногим. Его отливали последним, и олова немного не хватило. Впрочем, он и на одной ноге стоял так же твердо, как другие на двух.

Вот с этим-то одноногим солдатиком и произошла замечательная история, которую я вам сейчас расскажу.

На столе, где мальчик построил своих солдатиков, было много разных игрушек. Но лучше всех игрушек был чудесный картонный дворец. Через его окошки можно было заглянуть внутрь и увидеть все комнаты. Перед самым дворцом лежало круглое зеркальце. Оно было совсем как настоящее озеро, и вокруг этого зеркального озера стояли маленькие зеленые деревья. По озеру плавали восковые лебеди и, выгнув длинные шеи, любовались своим отражением.

Все это было прекрасно, но самой красивой была хозяйка дворца, стоявшая на пороге, в широко раскрытых дверях. Она тоже была вырезана из картона; на ней была юбочка из тонкого батиста, на плечах - голубой шарф, а на груди - блестящая брошка, почти такая же большая, как голова ее владелицы, и такая же красивая.

Красавица стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, - должно быть, она была танцовщицей. Другую ножку она подняла так высоко, что наш оловянный солдатик сначала даже решил, что красавица тоже одноногая, как и он сам.

“Вот бы мне такую жену! - подумал оловянный солдатик. - Да только она, наверно, знатного рода. Вон в каком прекрасном дворце живет!.. А мой дом - простая коробка, да еще набилось нас туда чуть не целая рота - двадцать пять солдат. Нет, ей там не место! Но познакомиться с ней все же не мешает...”

И солдатик притаился за табакеркой, стоявшей тут же, на столе.

Отсюда он отлично видел прелестную танцовщицу, которая все время стояла на одной ножке и при этом ни разу даже не покачнулась!

Поздно вечером всех оловянных солдатиков, кроме одноногого - его так и не могли найти, - уложили в коробку, и все люди легли спать.

И вот когда в доме стало совсем тихо, игрушки сами стали играть: сначала в гости, потом в войну, а под конец устроили бал. Оловянные солдатики стучали ружьями в стенки своей коробки-им тоже хотелось выйти на волю и поиграть, но они никак не могли поднять тяжелую крышку. Даже щелкунчик принялся кувыркаться, а грифель пошел плясать по доске, оставляя на ней белые следы, - тра-та-та-та, тра-та-та-та! Поднялся такой шум, что в клетке проснулась канарейка и начала болтать на своем языке так быстро, как только могла, да притом еще стихами.

Только одноногий солдатик и танцовщица не двигались с места.

Она по-прежнему стояла на одной ножке, протянув вперед обе руки, а он застыл с ружьем в руках, как часовой, и не сводил с красавицы глаз.

Пробило двенадцать. И вдруг - щёлк! - раскрылась табакерка.

В этой табакерке никогда и не пахло табаком, а сидел в ней маленький злой тролль. Он выскочил из табакерки, как на пружине, и огляделся кругом.

Эй ты, оловянный солдат! - крикнул тролль. - Не больно заглядывайся на плясунью! Она слишком хороша для тебя.

Но оловянный солдатик притворился, будто ничего не слышит.

Ах, вот ты как! - сказал тролль. - Ладно же, погоди до утра! Ты меня еще вспомнишь!

Утром, когда дети проснулись, они нашли одноногого солдатика за табакеркой и поставили его на окно.

И вдруг - то ли это подстроил тролль, то ли просто потянуло сквозняком, кто знает? - но только окно распахнулось, и одноногий солдатик полетел с третьего этажа вниз головой, да так, что в ушах у него засвистело. Ну и натерпелся он страху!

Минуты не прошло - и он уже торчал из земли вверх ногой, а его ружье и голова в каске застряли между булыжниками.

Мальчик и служанка сейчас же выбежали на улицу, чтобы отыскать солдатика. Но сколько ни смотрели они по сторонам, сколько ни шарили по земле, так и не нашли.

Один раз они чуть было не наступили на солдатика, но и тут прошли мимо, не заметив его. Конечно, если бы солдатик крикнул: “Я тут!” - его бы сейчас же нашли. Но он считал непристойным кричать на улице - ведь он носил мундир и был солдат, да притом еще оловянный.

Мальчик и служанка ушли обратно в дом. И тут вдруг хлынул дождь, да какой! Настоящий ливень!

По улице расползлись широкие лужи, потекли быстрые ручьи. А когда наконец дождь кончился, к тому месту, где между булыжниками торчал оловянный солдатик, прибежали двое уличных мальчишек.

Смотри-ка, - сказал один из них. - Да, никак, это оловянный солдатик!.. Давай-ка отправим его в плавание!

И они сделали из старой газеты лодочку, посадили в нее оловянного солдатика и спустили в канавку.

Лодочка поплыла, а мальчики бежали рядом, подпрыгивая и хлопая в ладоши.

Вода в канаве так и бурлила. Еще бы ей не бурлить после такого ливня! Лодочка то ныряла, то взлетала на гребень волны, то ее кружило на месте, то несло вперед.

Оловянный солдатик в лодочке весь дрожал - от каски до сапога, - но держался стойко, как полагается настоящему солдату: ружье на плече, голова кверху, грудь колесом.

И вот лодочку занесло под широкий мост. Стало так темно, словно солдатик опять попал в свою коробку.

“Где же это я? - думал оловянный солдатик. - Ах, если бы со мной была моя красавица танцовщица! Тогда мне все было бы нипочем...”

В эту минуту из-под моста выскочила большая водяная крыса.

Ты кто такой? - закричала она. - А паспорт у тебя есть? Предъяви паспорт!

Но оловянный солдатик молчал и только крепко сжимал ружье. Лодку его несло все дальше и дальше, а крыса плыла за ним вдогонку. Она свирепо щелкала зубами и кричала плывущим навстречу щепкам и соломинкам:

Держите его! Держите! У него нет паспорта!

И она изо всех сил загребала лапами, чтобы догнать солдатика. Но лодку несло так быстро, что даже крыса не могла угнаться за ней. Наконец оловянный солдатик увидел впереди свет. Мост кончился.

“Я спасен!” - подумал солдатик.

Но тут послышался такой гул и грохот, что любой храбрец не выдержал бы и задрожал от страха. Подумать только: за мостом вода с шумом падала вниз - прямо в широкий бурный канал!

Оловянному солдатику, который плыл в маленьком бумажном кораблике, грозила такая же опасность, как нам, если бы нас в настоящей лодке несло к настоящему большому водопаду.

Но остановиться было уже невозможно. Лодку с оловянным солдатиком вынесло в большой канал. Волны подбрасывали и швыряли ее то вверх, то вниз, но солдатик по-прежнему держался молодцом и даже глазом не моргнул.

И вдруг лодочка завертелась на месте, зачерпнула воду правым бортом, потом левым, потом опять правым и скоро наполнилась водой до самых краев.

Вот солдатик уже по пояс в воде, вот уже по горло... И наконец вода накрыла его с головой.

Погружаясь на дно, он с грустью подумал о своей красавице. Не видать ему больше милой плясуньи!

Но тут он вспомнил старую солдатскую песню:

Шагай вперед, всегда вперед!
Тебя за гробом слава ждет!..-
и приготовился с честью встретить смерть в страшной пучине. Однако случилось, совсем другое.

Откуда ни возьмись, из воды вынырнула большая рыба и мигом проглотила солдатика вместе с его ружьем.

Ах, как темно и тесно было в.желудке у рыбы, темнее, чем под мостом, теснее, чем в коробке! Но оловянный солдатик и тут держался стойко. Он вытянулся во весь рост и еще крепче сжал свое ружье. Так он пролежал довольно долго.

Вдруг рыба заметалась из стороны в сторону, стала нырять, извиваться, прыгать и, наконец, замерла.

Солдатик не мог понять, что случилось. Он приготовился мужественно встретить новые испытания, но вокруг по-прежнему было темно и тихо.

И вдруг словно молния блеснула в темноте.

Потом стало совсем светло, и кто-то закричал:

Вот так штука! Оловянный солдатик!

А дело было вот в чем: рыбу поймали, свезли на рынок, а потом она попала на кухню. Кухарка распорола ей брюхо большим блестящим ножом и увидела оловянного солдатика. Она взяла его двумя пальцами и понесла в комнату.

Весь дом сбежался посмотреть на замечательного путешественника. Солдатика поставили на стол, и вдруг - каких только чудес не бывает на свете! - он увидел ту же комнату, того же мальчика, то же самое окно, из которого вылетел на улицу... Вокруг были те же игрушки, а среди них возвышался картонный дворец, и на пороге стояла красавица танцовщица. Она стояла по-прежнему на одной ножке, высоко подняв другую. Вот это называется стойкость!

Оловянный солдатик так растрогался, что из глаз у него чуть не покатились оловянные слезы, но он вовремя вспомнил, что солдату плакать не полагается. Не мигая, смотрел он на танцовщицу, танцовщица смотрела на него, и оба молчали.

Вдруг один из мальчиков - самый маленький - схватил оловянного солдатика и ни с того ни с сего швырнул его прямо в печку. Наверно, его подучил злой тролль из табакерки.

В печке ярко пылали дрова, и оловянному солдатику стало ужасно жарко. Он чувствовал, что весь горит - то ли от огня, то ли от любви, - он и сам не знал. Краска сбежала с его лица, он весь полинял - может быть, от огорчения, а может быть, оттого, что побывал в воде и в желудке у рыбы.

Но и в огне он держался прямо, крепко сжимал свое ружье и не сводил глаз с прекрасной плясуньи. А плясунья смотрела на него. И солдатик почувствовал, что тает...

В эту минуту дверь в комнату распахнулась настежь, сквозной ветер подхватил прекрасную танцовщицу, и она, как бабочка, порхнула в печку прямо к оловянному солдатику. Пламя охватило ее, она вспыхнула - и конец. Тут уж и оловянный солдатик совсем расплавился.

На другой день служанка стала выгребать из печки золу и нашла маленький комочек олова, похожий на сердечко, да обгорелую, черную, как уголь, брошку.

Это было все, что осталось от стойкого оловянного солдатика и прекрасной плясуньи.