Кто впервые использовал в метеорологии воздушных змеев. Виды воздушных змеев

Новорожденным

Первое что вы увидите на любом фестивале воздушных змеев – это гигантские надувные воздушные змеи. Конечно они впечатляют, и не только своим размером. Такие змеи изготавливаются с высокой точностью из большого количества нейлоновых или полиэфирных панелей, чаще всего они представляют из себя морских существ, в этом образе они наиболее эффектны.

Эти воздушные змеи надуваются как правило спереди, с помощью воздухозаборников. Которые тщательно замаскированы под внешний вид животного.

На создание таких кайтов уходит очень много времени, и поэтому не удивительно, что они могут стоить очень дорого, цены на эти творения доходят до миллиона рублей. Тем не менее организаторы фестивалей готовы представлять на своих шоу подобных воздушных змеев, потому что посетителям они очень нравятся. Надувные воздушные змеи являются непременным участником любого фестиваля как в Европе так конечно и в Азии, где они перемешаны с огромным числом современных и традиционных змеев.

Парафойлы (Parafoils)

Наиболее распространённые и простые из них – «wind socks» так называемый носок развивающийся по ветру, турбины и баннеры. Вы сможете увидеть этих змеев среди гигантских на любом шоу воздушных змеев в России, Европе или Азии.

Конструкция конструкция классического Парафойла представляет из себя несколько поверхностей, разделенных на клетки вертикальными ребрами. Клетки имеют отверстия, при набегании потока воздуха – он надувает конструкцию оказывая давление на клетки змея. Самые большие из этих змеев могут поднимать в воздух тяжелые предметы, камеры, зонды и даже людей.

Конструкция Парафойла представляет из себя несколько поверхностей, разделенных на клетки вертикальными ребрами. Клетки имеют отверстия, при набегании потока воздуха – он надувает конструкцию оказывая давление на клетки змея.

Иногда для стабилизации этого воздушного змея в полете требуется большое количество килей, перегородок и других элементов, по конструкции это один из сложнейших воздушных змеев. Причина популярности этого вида воздушных змеев в том, что с их помощью можно поднимать тяжелые предметы на высоту гораздо легче, чем с помощью любого другого кайта подобного размера.

Дельта кайт (Delta)

Следующий по распространённости – это конечно дельта кайты. Наиболее простая конструкция этого воздушного змея представляет собой простой треугольник

При кажущейся простоте, для изготовления такого воздушного змея надо иметь изрядный опыт. А вот запуском правильно собранной конструкции справится даже ребенок. Поэтому первого воздушного змея хорошо бы купить именно этой фоhмы. Мы часто комплектуем их дополнительным хвостом, который стабилизирует полет при не равном ветре. По мере роста вашего мастерства вы можете отсоединить хвост для быстрого и эффектного полета

(в нем вы найдете множество вариантов воздушных змеев Delta)

Роккаку (Rokakku)

С точки зрения летных свойств этого змея он даст большую фору Дельта кайтам если сравнивать их в одной ценовой категории, кроме того они отличаются большей стабильностью и надежностью, особенно это становится заметным когда скорость ветра приближается к критической для воздушных змеев. Как и любой приличный Delta кайт эти красавцы не нуждаются в хвостах, потому что наличие хвоста делает его менее маневренным и более плавным в полетах.

Изначально Роккаку появилсь в Японии и использовались не только как украшение но и как оружие

Все виды коробчатых воздушных змеев представляют из себя конструкцию из набора реек и ткани для создания сотовой структуры. Традиционный простейший коробчатый змей представляет из себя конструкцию из 2х замкнутых коробок- ячеек.

Большинство людей могут себе представить как он выглядит, эти изображения представлены во многих книгах и хорошо нам знакомы. Многие современные змеи сделаны на основе той старой конструкции, и выглядят просто замечательно. Некоторые дизайнеры пошли на многое, чтобы построить удивительные, сложные конструкции, которые используют простой принцип коробки в полетах….

Роторный воздушный змей

Довольно редкий вид воздушных змеев и единственный воздушный змей вращающийся в полете. Поэтому его полет не похож на полет обычных воздушных конструкций

Полет воздушного змея основан на эффекте Мангуса и для полета такой конструкции достаточно даже слабого и не ровного ветра

Один из самых интересных видов воздушных змеев. Однако чтобы справиться с полетом, вам придется приложить некоторые усилия

Воздушный змей имеет не одну а как правило 2 или 4 стропы управления. Несмотря на то, что они летают как правило гораздо ниже своих собратьев, они безусловно очень привлекательны благодаря их постоянной смене направления движения, не говоря уже о современной тенденции к супер-ярким цветовым схемам.

Еще одним видом трюковых воздушных змеев являются пилотажные кайты. Они названы так потому что изначально были придуманы для тренировки профессиональных кайтеров и в сущности являются их не большой копией. Благодаря тому, что в сложенном виде имеют совершенно не большой вес и размер, а так же не боятся повреждения при падении очень популярны

Старая как мир забава – запуск воздушных змеев. Занимательное и полезное дело: свежий воздух, солнце, запах луговых трав, голубое небо. Как приятно наблюдать за парящей в вышине легкой яркой конструкцией, еще приятнее держать в руках бечевку, чувствуя, как она соединяет тебя с небом, будто уносит в заоблачные дали.

Забава, спорт и много больше…

Воздушный змей – первый летательный аппарат, изготовленный человеком. В нем воплотились наши вечные мечты о покорении неба, он прадедушка аэропланов, да и всей авиации. От его легких изящных линий так и веет неземной романтикой.

Это не только приятная забава, способ развлечься на свежем воздухе и подлечиться от гиподинамии – он поможет вашему ребенку постичь законы аэродинамики и понять многие атмосферные процессы. Да и для взрослых эта игрушка весьма полезна. Существует множество конструкций воздушных змеев, от простейших самоделок до сложных аппаратов, требующих особых навыков управления. Запуск воздушных змеев давно превратился в захватывающий вид спорта, и фестивали, проводимые по всему миру, выливаются в феерические зрелища. Ну а кайтинг, по праву зачисленный в экстремальные вида спорта, щекочет нервы как участникам соревнований, так и зрителям.

Разнообразие форм и раскраски воздушных змеев поражает воображение. Еще на своей родине, в Китае, эти игрушки превратились в предметы искусства. Их облик несет на себе этическую и символическую нагрузку, словно многозначное послание человека небу. Воздушные змеи давно вошли в сферу внимания коллекционеров, их выставляют в музеях, им посвящают книги.

Кайтинг – вид спорта, основой которого является движение под действием силы тяги, развиваемой удерживаемым и управляемым спортсменом воздушным змеем.

Все началось в Китае

Никто не знает, когда был создан первый воздушный змей. Упоминания об этих летательных конструкциях появились в китайских документах еще во II веке до н.э. Змеев изготавливали из бамбука, шелка и бумаги. Свое название они получили от одной из самых популярных форм игрушки – дракона. Его мастерили больших размеров с оскаленной разукрашенной мордой и длинным, развевающимся на ветру хвостом, украшали перьями, лентами, фонариками, снабжали даже специальными звуковыми устройствами – «змеиной музыкой». Летающие драконы были непременными участниками всех крупных празднеств. Воздушные змеи до сих пор в большой моде в Китае. В Пекине есть специально отведенные места для запуска воздушных конструкций, в частности парк у храма Неба.

Огромную популярность с давних времен летающие игрушки завоевали и в Японии, Корее, Малайзии, и везде они получили свои национальные черты. Змеев мастерили в форме рыб, птиц, бабочек и даже свирепых воинов. Уже в раннем Средневековье воздушные змеи появились в Европе.

Еще в древности этим летающим конструкциям находили практическое применение: их использовали в качестве средств коммуникации, передавая сигналы на небольшие дистанции, для шпионажа и устрашения воск неприятеля, для измерении расстояний и высоты.

С XVIII века воздушных змеев стали использовать в научных исследованиях, для изучения природных явлений. В конце XIX века они нашли себе применение в гидрометеорологии. И в это же время был изобретен коробчатый воздушный змей, благодаря которому сделан прорыв в аэронавтике, приведший к построению первых аэропланов. Кстати, с помощью коробчатого змея Маркони установил первую радиосвязь через Атлантический океан. В наше время большую популярность получила панорамная фотосъемка с помощью воздушного змея. Также его используют для подъема предметов на высоту. Нашел он применение и в рекламном деле.

Второе воскресенье октября – Всемирный день воздушных змеев.




Они такие разные

Самый простой по строению одноплоскостной воздушный змей. Он не отличается большой подъемной силой и устойчивостью, но очень прост в управлении. С него и нужно начинать освоение древнейших летательных аппаратов. Он состоит из каркаса, обтянутого полотном (парусом), уздечки, соединяющей каркас с леером – той самой бечевкой, при помощи которой удерживают змея и управляют им. Важнейшая часть данной конструкции – хвост. Это не только украшение из ленточек и бантиков, он придает змею устойчивость, корректирует его полет. Непременный атрибут всех змеев – катушка, на которую наматывается леер.

Довольно популярна у начинающих змеенавтов конструкция «Монах» – бескаркасный змей из плотной бумаги. Лист складывают по определенной схеме, после чего он приобретает форму капюшона, к которому крепятся все атрибуты плоскостного змея: уздечка, леер, хвост.

Изогнутые змеи потому так и называются, что имеют изгиб в конструкции, делающий их более устойчивыми. Таким змеям хвост не нужен. Коробчатые змеи состоят отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов. Эти конструкции отличаются большой устойчивостью и силой подъема. Составные змеи собираются из группы воздушных змеев и представляют собой единую гибкую систему. Нежесткие змеи принимают форму за счет потока воздуха, но имеют в свой конструкции жесткие элементы каркаса. Бескаркасные воздушные змеи имеют вид паруса, не укрепленного жестким каркасом. Они очень удобны при транспортировке – их достаточно просто свернуть, при этом делать их можно довольно больших размеров.

Пилотажные , или управляемые, змеи способны совершать в небе сложные маневры. Они управляются при помощи двух и более лееров.

Одноплоскостной змей
Коробчатый змей
Управляемый змей

Составной змей
Нежесткий змей
Бескаркасный змей

Пространство и ветер

Для того чтобы запустить змея, вам нужно только пространство и ветер. При выборе места надо руководствоваться несколькими соображениями: поблизости не должно быть объектов, мешающих потокам воздуха (посадки, дома и т. п.), объектов, за которые может зацепиться змей (особенно опасайтесь линий электропередачи) и избегайте большого скопления людей. Не запускайте змея при сильных порывах ветра: нормального полета вы все равно не добьетесь, а змея можете сломать.

Воздушный змей поднимается в небо и удерживается там под воздействием движущегося воздуха – ветра. При этом он должен располагаться под углом к потоку воздуха. Направление и скорость ветра постоянно меняются, и в разных слоях атмосферы они могут быть разные. Нередко можно наблюдать ситуацию: у земли воздух находится в покое, а выше гуляют ветра. Так что даже при не очень сильном ветре у земли можно попытаться поднять змея ввысь.

Если парящий в небе змей начинает внезапно падать, это может означать, что он попал в воздушную яму. Они образуются из-за неравномерного прогрева воздуха, например, в тени облаков он прогревается хуже, чем на солнце, горячий воздух поднимается, холодный опускается – так возникает воздушная яма.

Самый простой по строению – одноплоскостной воздушный змей. Он не отличается большой подъемной силой и устойчивостью, но очень прост в управлении.

Запуск и полет

Запуск нужно поводить, став спиной к ветру и держа змея перед собой. Возьмите леер прямо около уздечки, поворачивайте змея носом вверх и слегка тяните на себя. Когда ветер подхватит змея, разматывайте леер.

При запуске можно воспользоваться помощью друга. Ваш друг берет змея в руки, а вы разматываете леер, становитесь спиной к ветру и лицом к змею, слегка натягиваете леер. По вашей команде друг отпускает змея, а вы, если сила ветра достаточная, остаетесь на месте, и змей сам поднимается вверх, или, если ветер у земли слабый, делаете несколько шагов (или бежите) назад, пока поток воздуха не подхватит змея.

Во время полета змея следите за тем, чтобы леер всегда был натянут: подтягивайте его, если ветер ослабевает и разматывайте, если ветер дует сильнее. Для того чтобы посадить змея, нужно просто подтягивать и сматывать леер, опуская змея к земле.

Фестиваль воздушных змеев

Есть любители, запускающие воздушного змея с обычного рыболовного спиннинга. Просто цепляют змея карабином к леске, управляют им при помощи катушки и находят это способ весьма удобным.

Если змея никак не удается запустить при нормальной силе ветра, проверьте, правильно ли он собран. Проблемы с запуском при сильном или слабом ветре можно решить, отрегулировав уздечку. Если из-за слабого ветра на высоте змей начинает опускаться, то надо идти с леером против ветра. Тогда змей будет снова подниматься вверх.

Воздушные змеи всех стран рождены народной фантазией; это всегда придает им некоторую наивность. Воздушные змеи Амбруаза Флери не являются исключением из правила – даже на его последних творениях, созданных в старости, лежит этот отпечаток душевной свежести и чистоты.

Ромен Гари. Воздушные змеи

«Монах»

Воздушный змей «Монах» – самая простая и легкая конструкция. Запускать его можно при небольшом ветре. Он может подняться на высоту 5–7 м.

Делается «Монах» из листа бумаги размером примерно 25 х 25 см. Лист складывают по линии А-С, а потом еще раз в противоположные стороны по линии А-Е. После этого по линии F-E отгибают небольшие уголки-крылышки. К крылишкам прикрепляются уздечка и леер из ниток. К нижней части змея крепится хвост из ленточки длиной 50–70 см.

Каждый год в апреле месяце в Китайском городе Вэйфань проходит оригинальный праздник — международный фестиваль воздушных змеев, на который собираются любители этого развлечения, профессиональные спортсмены, производители летающих конструкций и просто туристы из различных стран.

У китайцев воздушные змеи популярны не только у детей, но и у взрослого населения. Изготовление и запуск воздушных змеев в этой стране стало целой традицией, ведущей начало от человека по имени Лу Пань или Куншу Пянь жившего в V или IV веке до нашей эры. Он делал эти летающие игрушки в форме птиц или змеев с крыльями, сказочных драконов, которые могли держаться в воздухе по нескольку дней и при этом выполнять в полете различные пируэты. От этого и произошло название «воздушный змей». Несколько позже, этого человека даже приравняли к божеству и считали покровителем ремесленников.

Конструкции летающих змеев ещё в те древние времена были очень разнообразные. Но наибольший интерес представляет летающий дракон — фантастический крылатый змей. Почему именно в форме драконов? Да потому что в Китае перед драконами преклонялись, как перед мудрыми и добрыми существами. Огромный дракон, парящий в воздух, считается символом сверхъестественной силы. Кроме того, запускание воздушного змея у китайцев и ассоциируется с уходом всех бед и дурных мыслей. Это поверье сохранилось и сегодня, поэтому часто можно видеть как в девятый день девятого месяца, в праздник — день змея, их запускают в присутствии всех членов семьи.

Конструкция такого летающего дракона достаточно сложная. Она представляет собой два-три десятка объемных каркасов обшитых бумагой или тканью, которые образовывают длинное круглое тело дракона, извивающегося в полете. У дракона большая голова с открытой пастью, через которую ветер проникает в пустое туловище, надувает его, благодаря чему он держится в воздухе. В некоторых конструкциях остов туловища дракона состоит круглых из дисков, уменьшающихся к хвосту и связанных между собой шнурами.

Для большего эффекта используется «змеиная музыка», специальное приспособление из сухих головок мака, с вставленными в них камышовыми свистками. Звук этих свистулек напоминает завывание ветра в дымовой трубе. К пасти дракона крепится леер, а к хвосту шелковые ленты, которые извиваются при полете. К змеям прикрепляют фонарики, изготовленные из цветной бумаги или фейерверки — начинённые горючей смесью трубочки, вспыхивающие разными цветами. На многих змеях изображаются портреты, а хвост делается их шелковых лент.

Воздушные змеи всегда были популярными не только у детей богатых родителей, но и у детей из бедных семей, потом у что изготовление воздушного змея достаточно дешевое, они изготавливаются из подручного материала, в основном из бумаги и бамбука. Главное для того что бы змей поднялся выше всех заключается в мастерстве его изготовления, в его правильной форме и балансировке, хотя и внешнему виду змея всегда придавалось особое внимание. С изобретением в Китае шелка, вместо бумаги для изготовления змеев стали использовать этот легкий и прочный материал.

Как бы там ни было, именно в Китае изготовление воздушных змеев со временем стало отдельным ремеслом, почти искусством. Воздушные змеи, изготовленные в Китае, продают во многих странах мира. Со временем воздушные змеи стали известны на всех континентах. Они стали достоянием не только детей, но и взрослых почитателей летательных аппаратов. Помимо Китая воздушные змеи получили широкое распространение в Корее, Японии, Таиланде, Малайзии, Полинезии и др. Внешне змеи в этих странах значительно отличается от китайских, там они приобрели новые формы.

В Европу воздушные змеи попали с Востока в средние века. Хотя историки считают что независимо от Китая в древней Греции такую же летающую конструкцию изобрел в IV в. до н.э. древнегреческий ученый Архит Тарентский. Но, к сожалению, чертежей и рисунков конструкции древних европейских змеев не сохранилось. Доподлинно известно о существовании воздушных змеев и на Руси. Киевский князь Олег ещё в 906 г. при взятии Царьграда использовал летающих бумажных змеев. Мореходы делали попытки использовать воздушных змеев для усиления парусности судов.

Если первое время в Европе воздушные змеи использовались только для развлечения для детей, то вскоре им нашли более достойное применение в различных сферах. Ученые стали использовать змеев для изучения атмосферы. С их помощью измеряли температуру воздуха на разных высотах, выясняли природу молнии. Русский ученый Попов при помощи воздушных змеев поднимал радиоантенны. М.В.Ломоносов и английский физик И.Ньютон с помощью воздушных змеев изучали атмосферного электричество. На основе воздушных змеев проектировались идеальные размеры и формы летательных аппаратов. Их часто их использовали и в военных целях. С помощью таких змеев разбрасывали листовки, проводили разведку вражеской территории, их начиняли порохом и когда они достигали противника, их взрывали.

Виды воздушных змеев

С годами конструкции змеев постоянно усовершенствовались. Появилось несколько основных видов воздушных змеев. По устройству и форме аэродинамических поверхностей различают:

Одноплоскостные

Это змеи простейшей конструкции, у них невысокая подъёмная сила и малая ветровая устойчивость. Для балансировки у таких змеев обязательно присутствует шнур с грузиком, так называемый хвост.

Многоплоскостные или этажерочные

Эти змеи более сложной конструкции, обладающие средней подъемной силой и повышенной ветровой устойчивостью.

Коробчатые и многоячеечные

Это летательные конструкции из отдельных ячеек в форме параллелепипедов были изобретены австралийским ученым Л. Харгравом в 1894-1895 гг. Главной их особенностью стала их высокая устойчивость.

Составные или групповые

Это так называемые змейковые поезда, состоят из группы воздушных змеев, собранных в одну гибкую систему. Именно такие змейковые поезда использовали военные. Змеи такой конструкции позволяли поднимать в воздух наблюдателя. Они обладали высокой подъемной силой и живучестью, при повреждении одного или даже нескольких звеньев такой змей можно было посадить, что бы спасти разведчика.

Даже с появлением современных моторизованных летательных аппаратов, интерес к легким конструкциям, летающим на принципе воздушного змея, окончательно не исчез. Мало того, он и сейчас продолжает развиваться. Энтузиасты воздушных змеев постоянно совершенствуют свои конструкции. Самыми популярными сегодня считаются:

Бескаркасные воздушные змеи

Это змеи, которые в своих конструкциях не имеют жёстких деталей. Они выполнены из воздухонепроницаемой ткани. Форма змея поддерживается потоком воздуха, а в некоторых выполняются герметичные полости, которые накачиваются воздухом.

Название флоуформ произошло от английского «flowform от flow», что значит протекать. Это - одностропный неуправляемый змей. В флоуформе поток воздуха проходит через внутреннее пространство и выходит через отверстия в задней части. Флоуформ обладает стабильным полётом, поэтому часто используется кинооператорами для аэросъёмок.

Название парафойл происходит от английского «parafoil от foil», что означает «плёнка». Достаточно большой воздушный змей с замкнутым внутренним пространством. Он имеет воздухозаборное отверстие, через которое воздухом внутри змея создаёт избыточное давление, придающее оболочке змея заданную форму. Бывает одностропные, неуправляемые, декоративные змеи, а так же двух и четырёхстропные, так называемые кайт-парафойлы, используемые спортсменами.

Это наиболее распространенный вид спортивно-развлекательного змея, способный поднимать в воздух человека. Название происходит так же от английского «kite» — «воздушный змей». Это большой управляемый воздушный змей площадью до 12 квадратных метров. Кайт предназначен для буксировки человека по воде или по снегу. Уменьшенный вариант кайта, площадью до 4-х квадратных метров, так называемый пилотажный кайт, используется для обучения управлению большим кайтом. Наиболее популярны по конструкции виды кайтов: парафойл и надувной.

Фестиваль воздушных змеев

Если в давние времена запуск воздушных змеев носил чисто религиозный характер, затем были попытки практического использования змеев, со временем он превратился просто в увлекательное занятий и популярное зрелище. В 1984 году, на родине воздушного змея, в Китае, в городе Вэйфань впервые был организован фестиваль воздушных змеев. На этот фестиваль собрались не только китайские любители этого интересного развлечения со своими семьями, но и профессиональные спортсмены и производители летающих конструкций из более чем шестидесяти различных стран. С тех пор фестиваль воздушных змеев в Вэйфане попучил статус международного и теперь он проходит в этом городе ежегодно в апреле месяце, когда в этом регионе наступают ветреные дни.

Подобные фестивали стали популярными во многих странах мира. Наиболее известны: в Бонди бич в Австралии в сентябре, в Кливленде в США в сентябре, в Южной Корее в марте, в Бристоле в Англии в сентябре, в Брисбене в Австралии в октябре – ноябре, в Беркелей в Калифорния в июле, Фестиваль Великих Озер на озере Мичиган в мае, фестиваль в Himeji в Японии, в Линкольн сити в Орегоне в конце июня, в Ванкувере в Канаде в середине июня, в Аделаиде в Австралии в марте, в Сингапуре в конце июня, в начале апреля в Вашингтоне, в Портсмуте в Англии в конце августа, в Новой Зеландии в Christchurch в конце января, в Утараяна в Индии в январе, фестиваль Вунг Тау во Вьетнаме в начале апреля, в Узбекистане в Чимгане в мае, в Червии на Адриатическом побережье Италии в конце апреля — начале мая и во многих других странах. В России такие празднества с запуском воздушных змеев проводят во многих регионах, но наиболее известен фестиваль воздушных змеев «Пестрое небо» в Коломенском.

У любителей воздушных змеев появился и свой праздник — Всемирный день воздушных змеев «World Kite Day», который проводится во второе воскресенье октября, в этот день во всем мире любители воздушных змеев запускают в небо свои летающие изобретения.

Воздушный змей

Современный воздушный змей необычной формы

Змей возду́шный - привязной летательный аппарат тяжелее воздуха. Поддерживается в воздухе давлением ветра на поверхность, поставленную под некоторым углом к направлению движения ветра и удерживаемую леером с земли.

Второе воскресенье октября - Всемирный день воздушных змеев (World Kite Day ), в этот день любители воздушных змеев во всем мире запускают своих летающих «питомцев».

История

Первые упоминания о воздушных змеях встречаются ещё во II веке до н.э., в Китае (так называемый змей-дракон).

Долгое время змеи не находили практического применения. Со второй половины XVIII в. их начинают широко использовать при проведении научных исследований атмосферы. В 1749 г. А. Вильсон с помощью воздушного змея производил измерение температуры воздуха на высоте. В 1752 г. Б. Франклин провёл эксперимент, в котором с помощью змея выявил электрическую природу молнии и впоследствии благодаря полученным результатам изобрёл громоотвод . М.В. Ломоносов проводил аналогичные эксперименты и независимо от Франклина пришёл к тем же результатам.

Проводившиеся опыты по исследованию атмосферного электричества были чрезвычайно опасными. 26 июня 1753 года при запуске змея в грозу погиб коллега Ломоносова, академик Г.В. Рихман .

В XIX веке змеи также широко применялись для метеорологических наблюдений.

В начале XX столетия воздушные змеи внесли свою лепту в создание радио . А.С. Попов использовал змеи для подъёма антенн на значительную высоту.

Важно отметить использование воздушных змеев при разработке первых самолётов. В частности, А.Ф. Можайский , прежде чем начать строительство своего самолёта, провёл серию испытаний с воздушными змеями, которые тянула упряжка лошадей. На основании результатов этих испытаний были выбраны размеры самолёта, которые должны были обеспечить ему достаточную подъёмную силу.

Практические возможности воздушного змея привлекали внимание военных. В 1848 г. К.И. Константинов разработал систему спасения судов, терпящих бедствие вблизи берега, с помощью воздушных змеев. Во время первой мировой войны войска различных стран применяли змеи для подъёма на высоту наблюдателей-корректировщиков артиллерийского огня, разведки вражеских позиций.

Классификация

По форме и устройству аэродинамических поверхностей различают:

  • одноплоскостные - простейшие конструкции. Обладают невысокой подъёмной силой и малой ветровой устойчивостью. Таким змеям обязательно нужен хвост - шнур с привешенным к нему грузиком.
  • многоплоскостные - этажерочные, коробчатые и многоячеечные из отдельных ячеек в форме тетраэдров или параллелепипедов. Коробчатые змеи изобретены Л. Харгравом. Важной их особенностью является высокая устойчивость.
  • составные или групповые, состоящие из группы воздушных змеев (т. н. змейковый поезд), соединённых в одну гибкую систему. Змейковые поезда применялись в военном деле, так как при повреждении одного из звеньев происходило лишь уменьшение подъёмной силы и уменьшение высоты подъёма, что позволяло безопасно посадить наблюдателя или продолжать разведку.

Конструкция

Основные конструктивные элементы воздушного змея:

  • натянутая на жёсткий каркас или мягкая, без каркаса, поддерживающая (аэродинамическая) поверхность из материи или бумаги;
  • наматываемый на лебёдку или катушку леер (пеньковая верёвка, стальной трос, прочная нить);
  • уздечка для крепления к воздушному змею леера и органы устойчивости (хвост).

Продольная устойчивость обеспечивается хвостом или формой аэродинамической поверхности, поперечная - килевыми плоскостями, устанавливаемыми параллельно привязному канату, или изогнутостью и симметричностью аэродинамической поверхности. Устойчивость полёта воздушного змея зависит также от положения центра тяжести змея.

Плоский змей

Простейшая в изготовлении конструкция, чем объясняется её популярность. Состоит из трех скреплённых между собой планок (две по диагоналям змея и одна - по его верхней стороне), приклеенных к листу плотной бумаги. Уздечка такого змея состоит из трех нитей, две из них прикрепляются к концам верхней планки, третья - к центру змея. Длина верхней части уздечки такова, что её нити точно укладываются по диагональным планкам, длина третьей нити составляет половину высоты змея. Для обеспечения устойчивости следует слегка стянуть верхнюю планку нитью, придав ей форму дуги. Также плоскому змею обязательно нужен хвост. Длина его подбирается при запусках опытным путём - змей не должен раскачиваться из стороны в сторону при отсутствии сильных порывов ветра. Обычно длина хвоста для змея размерами 40 на 60 см составляет 2 - 2.5 метра. На хвост следует привесить небольшой грузик.

Простейший коробчатый змей

Основой коробчатого змея является каркас из реек: 4 продольных лонжерона длиной 710 мм и сечением 6x6 мм, 2 крестовины. Крестовина состоит из пары реек с длинами 700 мм и 470 мм, сечением 6х6 мм. Лонжероны соединяются с крестовинами на расстоянии 105 мм от конца. Обтягивается змей микалентной бумагой или лавсановой плёнкой. Обтяжка делается из двух полос шириной 200 мм, и приклеивается к лонжеронам. Уздечка коробчатого змея состоит из трех нитей, прикрепленных к одному из рёбер. Две нити длиной 210 мм крепятся к верхней коробке (вблизи края ленты обшивки змея), третья, длиной 430 - 450 мм (подбирается для получения оптимального угла атаки змея) - к нижней коробке. Также полезно параллельно третьей нити закрепить резиновую нить для амортизации резких порывов cильного ветра.

Парафойл

Воздушный змей парафойлной конструкции - это особый класс воздушных змеев, пространственная форма которых поддерживается за счёт набегающего потока воздуха, или проще говоря ветра. Данный тип воздушного змея не имеет жестких частей конструкции - реек, каркаса. Обычно змеи данного типа изготавливаются из воздухонепроницаемой ткани с замкнутыми внутренними пространствами и воздухозаборником, обращенным в сторону набегающего потока. Воздух, проникая в воздухозаборное отверстие, создает внутри замкнутого пространства змея избыточное давление и надувает воздушный змей подобно воздушному шару. Однако конструкция змея такова, что надуваясь, змей принимает определённую аэродинамическую форму, которая способна создать подъемную силу змея. Отсюда вытекают следующие особенности воздушного змея парафойла: невозможность поломки при падении - так как ломаться нечему (хотя возможен разрыв оболочки при особенно энергичных приземлениях), возможность компактной транспортировки змеев больших размеров - змей фактически является куском ткани, который просто складывается в небольшей сверток. Существует много разновидностей змеев - парафойлов: одностропные, двухстропные управляемые, четырёхстропные управляемые. Двухстропные в основном это пилотажные змеи, или кайты площадью до 3 кв.м. Четырёхстропные - это змеи достаточно большей площади от 4 кв.м, используемые в спорте в качестве двигательной силы (кайтинг). Одностропные - это змеи для развлечений, разнообразных конструкций и форм, могут даже изображать всевозможные предметы и животных.

Применение

По всему миру создаются Клубы и сообщества, объединяющие любителей воздушных змеев - как конструкторов, так и просто запускающих (Кайтфлайерс). Одним из известных является KONE - Клуб Воздушных Змеев Новой Англии , входящий в состав Американской Ассоциации Кайтинга

Библиография

  • Пантюхин, С. П.. "Детская змейковая станция". - Государственное издательство оборонной промышленности, Москва, 1941.
  • Заворотов, В., Викторчик, А.. "Воздушные змеи". - "ЮТ для умелых рук" (приложение к журналу "Юный техник"), №7, 1977.
  • Пантюхин, С. П.. "Воздушные змеи". - М.: ДОСААФ, 1984. - 88 с., ил.
  • Погадаев, Виктор . "Светлый месяц-змей кружится" - "Восточная коллекция ", № 4, 2009, с. 129-134

Примечания

Ссылки

  • Снимки воздушного змея конструкции Рудольфа Грюнда, используемого люфтваффе в качестве воздушного заграждения и фотографии воздушного змея, используемого ВВС РККА в 20-е годы.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Воздушный змей" в других словарях:

    Сущ., кол во синонимов: 1 кайт (1) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

    ВОЗДУШНЫЙ ЗМЕЙ - Если вам приснился воздушный змей, парящий в небе, вам представится шанс разбогатеть, который вы можете упустить, недооценив последствий своего поступка. Падающий на землю и разбивающийся воздушный змей предвещает разочарование и неудачи … Сонник Мельникова

    воздушный змей - aitvaras statusas T sritis fizika atitikmenys: angl. kite vok. Drachen, m rus. воздушный змей, m pranc. cerf volant, m … Fizikos terminų žodynas

    Воздушный змей - ВОЗДУШНЫЙ ЗМѢЙ. См. Змѣй … Военная энциклопедия

    Привязное устройство, поддерживаемое в воздухе давлением ветра на его поверхность, поставленную под нек рым углом (см. Атаки угол) к направлению движения ветра. Динамич. равновесие В. з. обусловлено действием трёх сил: собств. веса (силы тяжести) … Большой энциклопедический политехнический словарь

Можно задать вопрос, что это? Летающая на нити по ветру простейшая конструкция? Треугольник из цветной бумаги, на котором приземлилась на голову своим ребятам Мерри Поппинс? Но обычная для нас игрушка – такая как воздушный змей, не совсем уж проста, как может показаться с первого взгляда.

История воздушных змеев берет свое начало еще во времена древнего Китая. Там он и назывался змеем, так как в праздник Дракона, который проходил 9 сентября, огромные туловища из бумаги, у которых на конце была змеиная голова, запускались в небо. Начиная со второго века, эта традиция не забывается и сегодня.

В древних летописях славян и византийцев находятся разные упоминания о подобиях воздушных змеев. Только это скорее была военная техника, чем игрушки. Для того чтобы запутать врага или просто его напугать, князь Олег применял «кони и люди бумажны, вооружены и позлащены». А при взятии Англии Вильгельм Завоеватель в 1066 году использовал змеев для военных спецсигналов.

На данном этапе времени история замолчала и змеи стали просто развлечением, которое было далеко от науки. Однако, не полетел еще такой самолет, что был построен без закона аэродинамики. А такой закон помогла открыть именно эта игрушка.

Раньше знали только несколько видов воздушных змеев — это одноплоскостные, то есть имеющие хвост, и составные, которые соединены в гибкую систему. Известный математик Л. Эйлер в 1756 году сказал, что змей — это детская игрушка, которую недооценивают ученые, но она заставляет серьезно над собой задуматься. Достижения Икара и Дедала попробовали повторить через 140 лет немецкий инженер Лилиенталь и австриец Харграв. Харграв впервые запустил в воздух человека при помощи этого устройства и не остановился на достигнутом. Результатом чего стал коробчатый воздушный змей, который не требовал хвоста для устойчивости во время полета. Такие летающие коробки, которые придумал Харграв, протолкнули понятие об аэродинамике и помогли при создании первых самолетов, и стали 3-ей возможной конструкцией – многоплоскостной.

Не прошел стороной воздушного змея и Михаил Васильевич – хранитель нашей науки. Он тоже баловался игрушкой. Природу молний и верхние слои атмосферы Ломоносов изучал с ее помощью. Михаил Васильевич использовал воздушного змея, как проводника, 26 июня в 1753 году, запустив его во время грозы на бечевке. Только этот эксперимент чуть ли не лишил его жизни, но стал успешным, так как ученый получил разряд статического электричества.

Коробчатых воздушных змеев военные и инженеры постоянно видоизменяли, включая период начала первой мировой войны. Во время технологического прогресса это изобретение служило не только мирным целям. Змеи применялись во время военных действий для защиты. Над особо важными военными объектами поднимали примерно на 3000 метров небольшие шары, а также воздушных змеев, чтобы их троса из проволоки могли сбить самолеты врагов.

У данного изобретения даже имеется собственный праздник, который называется «День воздушного змея».