Филимоновская игрушка по шаблонам для рисования и из глины. Филимоновская роспись и узоры

Упаковка подарков

Яркая и самобытная филимоновская игрушка всегда привлекает внимание. Она представляет собой прекрасный сувенир, который к тому же несет в себе определенный смысл и является своеобразным оберегом для дома и семьи. Эти фигурки делаются настоящими мастерами своего дела, строго соблюдающими старинные традиции этого ремесла. Шаблоны для рисования филимоновской игрушки можно в большом количестве найти в интернете.

Возникновение филимоновской игрушки

По разным версиям, филимоновская роспись ведет свое начало либо из XIX века, либо ее возраст куда древнее - еще из эпохи палеолита. Согласно первому варианту, в маленькой деревеньке возле городка Одоев Тульской области поселился беглый каторжник Филимон, который был не только большим мастером гончарного дела, но и отличным умельцем, изготавливавшим глиняные игрушки. Именно он стал первопроходцем в сфере расписывания глиняных игрушек .

Безусловно, его вклад в развитие искусства 19-го и последующих веков просто неоценим. И все это благодаря огромным залежам качественной синей глины. Собственно, в честь талантливого гончара населенный пункт получил название Филимоново. А практически все жители деревни с тех пор занялись народным промыслом, изготавливая красивые народные игрушки.

Вторую версию истории возникновения филимоновской игрушки подтверждают свидетельства ученых, которые нашли в одоевских местах черепки гончарных изделий, относящиеся к IX-XI вв. екам. Об этом говорят знаки и рисунки на обломках - именно такими расписаны старинные и современные игрушки из Филимоново. Также в поддержку это версии событий говорят и сюжеты: домашние животные, птицы, женщины с младенцами на руках, а также элементы - ромбы, полосы, звезды, круги. Все это было характерным для дохристианских времен.

Секреты и традиции филимоновских узоров передавались у мастеров из поколения в поколение. Расписные игрушки пережили разные периоды жизни народа: войны, голод. Лепить их начинали поздней осенью, затем предстояла сушка на русской печи, а в феврале и марте наступало лучшее время для обжига. Температура для этого должна быть примерно 950 градусов .

В старину люди выкапывали в поле большую яму, обкладывали ее кирпичами, не забывая делать и специальные подставки, на которые выставлялась посуда. Поджигали солому, выложенную по всей посуде, а после того, как солома сгорит, ждали остывания глиняных поделок и забирали их домой.

Интересно, что глина, до сушки имевшая невзрачный серый оттенок, после обжига превращалась в белую, весьма подходящую для раскрашивания. Время Великого поста знаменовалось одним из самых увлекательных этапов - росписью. Продавать свои произведения мастера могли на пасхальных ярмарках. Для многих это был один из основных видов заработка.

К началу XX века искусство чуть было не исчезло совсем - игрушек стало производиться крайне мало. Осталось всего три мастерицы, занимавшиеся филимоновской росписью. Но постепенно ремесло стало снова набирать обороты, и пик его популярности пришелся на послевоенные годы. Правительство в 60-е годы разрабатывало программы поощрения народных промыслов. Работали даже целые цеха и артели по производству игрушки .

Но, хотя игрушки и получили широкое распространение и выглядели неплохо, качественно ухудшилось.

Персонажи глиняных игрушек

Филимоновские фигурки делаются не в виде любых персонажей. Количество образов ограничено определенным кругом. Хотя от этого игрушка ничего не проигрывает - разноцветные фигурки поднимают настроение и, помимо этого, несут свою основную функцию.

Филимоновские свистульки обычно выполняются в виде:

Сначала это был стандартный набор образов, которые воплощались в игрушках. Более поздними считаются еще несколько символических фигур:

  • любота (барыня, танцующая с солдатом);
  • солдат, держащий курицу (символизировал Ивана из сказки, поймавшего Жар-птицу);
  • солдат с лошадью, обозначавший обычную деревенскую жизнь;
  • чаепитие. Этот образ вошел в моду, когда в Туле начали изготавливать самовары.

Отличительные черты

Игрушки из Филимоново - это всегда свистульки. Так как их основным предназначением являлась защита людей от злых духов, то считалось, что отпугнуть их можно свистом. Отверстие для свистка хитрым образом делалось в хвостах животных или птиц. А если речь шла о каком-либо человеческом персонаже, то ему, как правило, в руки «давали» птицу.

Своеобразие игрушек заключалось еще и в отсутствии большого количества деталей. Для фигурок не было каких-то специальных шаблонов - они делались так, как видел их мастер. Но при этом все животные имеют стандартно вытянутое туловище. Порой отличить лошадь от барана или быка помогают лишь рога соответствующей формы.

Специальный орнамент

Узоры, которые применялись для росписи игрушек, появились из язычества. Каждый из них содержит духовную силу, защищающую человека от всего плохого в жизни. Считается, что роспись свистульки уникальна, так как орнамент каждый раз меняется. На фигурках из Филимоново обязательно присутствуют следующие узоры:

  • круг - обозначает солнце;
  • зигзаг - вода;
  • треугольник - символизирует землю;
  • росточки и елочки - знаки жизни.

Цветовая палитра игрушек тоже имеет свою специфику: каждый оттенок имеет свой смысл. В росписи применяют три основных оттенка - зеленый, малиновый и желтый. В редких случаях использовали еще фиолетовую и синюю краски. Одежду у людей, в основном, раскрашивали так: однотонная рубаха с узорами по рукавам, воротнику и поясу, а штаны у мужчин и пышная юбка у дам разрисовывались ярко и даже пестро. На лице только намечали рот и глаза.

Для раскраски животных существовал специальный стандарт: тело и шею его нужно было раскрашивать поперек, а для морды брали красный или зеленый цвет. Для раскрашивания нужны не привычные кисточки, а изготовленные из куриных, утиных или гусиных перьев.

Считается, что выполненные пером узоры получаются более яркими и аккуратными, тогда как обычная кисть может оставить ворсинки на глине.

Процесс росписи

Нужно помнить, что очередной слой на свистульку наносится только после того, как полностью высох предыдущий. Обычно расписывать начинают с желтого цвета, затем делают узоры малиновым, а уже потом завершают все зеленым цветом. Часть фигурки, где человек будет прикасаться губами, должна оставаться незакрашенной. Смешивать цвета не принято. Кисточка из куриного пера обмакивается в анилиновые краски, предварительно растертые на содержимом яйца.

Особенно таким игрушкам радуются дети. Причем больше всего их занимает процесс создания свистульки. В процессе освоения изготовления филимоновской игрушки по мастер-классу малыши не только формируют цветовое восприятие, развивают мелкую моторику, но и усваивают много новой информации о промыслах, которыми занимались наши предки.

Занятия с детьми

Филимоновская роспись в детском саду - одно из любимейших занятий. Малыши испытывают невероятный восторг, создавая глиняные фигурки под руководством воспитателей, а потом расписывая их. Иногда, если процесс лепки проблематичен, то можно заменить его раскрашиванием. Для этого нужно только обзавестись специальными заготовками.

Ведь дети также очень любят не только лепить, но и работать с шаблонами для раскрашивания филимоновской игрушки. Для этого нужно вспомнить узоры, применяемые в филимоновской росписи. Обведенную по контуру игрушку можно просто раскрасить, а впоследствии ее можно вырезать и сделать аппликацией. Только для аппликации нужно использовать более плотную, чем обычная, бумагу, так как намокнув в процессе раскрашивания, тонкая бумага может попросту раскиснуть или деформироваться.

Петух считается одним из самых простых шаблонов-раскрасок филимоновской игрушки. «Конкуренцию» ему по популярности составляет разве что лошадка.

Разрисовывая их, ребенок совершенствует свою фантазию и отлично воспринимает «параллельную» информацию - чтение стихов или художественной литературы, попутно он учится поэтапно рисовать элементарные геометрические фигуры.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Игрушки и статуэтки из глины давно заняли на Руси свое почетное место. Их делали для развлечения, на забаву детям, для праздничных увеселений.

Вот так выглядят филимоновские игрушки.

Одним из таких типов является филимоновская игрушка. Увидеть, как выглядят эти фигурки, вы сможете на нашем сайте благодаря фото.

История возникновения

Филимоновская игрушка имеет такое название по деревне Филимонова в Тульской области. Возник этот промысел в 19 веке. В начале 20 века он не раз угасал, но в 1960-х годах снова возродился благодаря старым умельцам.

Главным типом игрушек стали свистульки, которые принимали различные формы: барыни, лошадок, медведей, наездников и т.д. Их изготавливают из специальной глины «синики», из-за особого состава которой филимоновская игрушка имеет вытянутую форму, как видно на фото. После обжига глина становилась белой, и ее окрашивали в яркие, жизнерадостные тона (см.фото).

Существует легенда о том, что деревня, где изготавливаются игрушки, была названа в честь горшечника Филимона: он обнаружил залежи глины в этом месте, из которой впоследствии и стали делать посуду и игрушки. Девушек, которые занимались изготовлением игрушечных фигурок, называли «свистульками». Изделия выставлялись на ярмарке, за них выручали деньги и откладывали средства на приданое.


Еще несколько слов из истории возникновения филимоновских игрушек.

На сегодняшнее время

За последнее время филимоновская игрушка мало изменилась. Однако, в отличие от , все фигурки из деревни Филимонова выполнялись в виде свистков, даже барышни и мужички. Отверстие для свистка делалось в хвосте птички или животного, которых держал персонаж.

Расписывают филимоновские игрушки куриным пером, макая его в анилиновые краски, растертые на содержимом яйца. Традиционными были белый, красный (ближе к малиновому) и зеленый цвета. Иногда могли быть использованы фиолетовый и синий цвета. Порой кажется, что роспись несколько небрежная: это из-за структуры пера, которым она производится.

В качестве рисунков могли применяться точки, изображения овальной и круглой формы, полосочки, звездочки, треугольники. У каждого символа было свое значение:

  1. треугольник – земля;
  2. круг – солнце,
  3. елочки и росточки – символы жизни.

Они возвращают нас в языческую древность, говоря о связи природы с человеком. Нанесенные на игрушку символы дарили духовное совершенство и защищали от злых сил. Филимоновская игрушка была не просто развлечением: люди верили, что свисток способен прогнать нечистую силу.

Именно поэтому в них свистели на похоронах, а затем клали игрушки в гроб покойнику.

С приходом христианства сакральное значение фигурок было утрачено, и они превратились в элемент украшения и забавы.

Каждая фигурка так же, как и рисунки на ней, имела свое значение. Женский силуэт обозначал Богиню Мать и все образы, которые были с ней связаны: Лада, Берегиня, Весна и т.д. Эти образы несли добро, защищали от болезней и символизировали продолжение рода. Медведь символизировал могущество и оповещал о наступлении весны. Конь в языческие времена почитался как слуга Солнца и обозначал свет и силу богатыря. Птицы символизировали урожай, семейное благополучие, землю. Если фигурка изображала корову, то это тоже был символ плодородия и богатства.

Как видно, игрушки из деревни Филимонова не делались в виде образов, несущих зло. Они пропитаны добром и умиротворением.

Сегодня в городе Одоеве, близ которого расположена деревня, находится мастерская по производству филимоновской игрушки. После того, как игрушка вылеплена, ее обжигают при температуре 950 градусов, а потом приступают к росписи. Ни одна из фигурок полностью не похожа на другую: расписываются они индивидуально.

Материалы для скачивания

Детям всегда было интересно узнать об этом невероятном промысле. Рассказать им о нем помогут презентация и фото, представленные на нашем сайте. Презентация в красочных слайдах и фото рассказывает, какова была история возникновения филимоновской игрушки и ее образов.

Картинки и фото


Какие применяются узоры на филимоновских игрушках?
Карточки.
слепить из пластилина филимоновскую игрушку Вам поможет эта пошаговая картинка.

Раскраски

Поможет почувствовать себя настоящим мастером раскраска, которую также можно найти на сайте. Раскраска даст ребятам понять, как расписываются глиняные фигурки. Примером для раскрашивания может стать фото настоящих игрушек.


Возникновение

Промысел игрушки возник в середине XIX века в среде местных гончаров . Благодаря отличным по качеству белым глинам в районе Одоева с XVI века производили гончарную посуду, продавая её на местных базарах. Как и в большинстве гончарных промыслов, мастера работали семейно, сдавая продукцию перекупщикам или самостоятельно продавая её на базаре. При этом мужчины делали только посуду, а женщины лепили и расписывали игрушки.

Особенности производства

На внешнем облике игрушки отразились природные свойства местной глины - «синьки». При просушке пластичная, чрезмерно жирная глина быстро деформируется, покрывается мелкими трещинами, которые приходится заглаживать влажной рукой. Благодаря этому фигурка утончается и вытягивается, приобретая непропорциональную, но удивительно изящную форму. После обжига изделия из такой глины приобретают ровный белый цвет, не требующий последующей грунтовки.

Особенности филимоновской игрушки

Основную массу изделий филимоновских мастериц составляют традиционные свистульки : барыни, всадники, коровы, медведи, петухи и т. п. Изображения людей - монолитные, скупые на детали - близки древним примитивным фигуркам. Неширокая юбка-колокол у филимоновских барынь плавно переходит в короткое узкое тело и завершается конусообразной головой, составляющей одно целое с шеей. В округлых руках барыня обычно держит младенца или птичку-свистульку. Кавалеры похожи на дам, но вместо юбки у них толстые цилиндрические ноги, обутые в неуклюжие сапоги. Головы фигурок венчают затейливые шляпки с неширокими полями. Интересны композиции, слепленные из нескольких фигурок, например «Любота» - сценка свидания влюбленных.
Все персонажи животного мира имеют тонкую талию и длинную, с изящным изгибом шею, плавно переходящую в маленькую голову. Только форма головы да наличие или отсутствие рогов и ушей позволяют отличить одно животное от другого. У барана рога - круглые завитки-баранки, у коровы - полумесяцем торчат вверх, у оленя - как причудливые ветвистые деревья, а конскую головку венчают небольшие конические ушки. Загадочна фигура медведя с зеркалом. Сказочный зверь сидит, широко расставив задние лапы, и держит в передних овальный предмет. Своей вытянутой изогнутой шеей он похож скорее на жирафа, только небольшая головка отдалённо напоминает медвежью.

Роспись игрушек

Филимоновские мастерицы расписывают свои игрушки яркими анилиновыми красками, замешанными на яйце, нанося их куриным пером. Несмотря на относительную скупость их палитры - малиновый, зелёный, жёлтый и голубой цвета - игрушки получаются яркими и весёлыми.
Животные традиционно расписываются разноцветными полосками вдоль туловища и шеи. Одноцветной, обычно зелёной или малиновой, краской раскрашиваются голова и грудь, на которые часто наносят несложный аляповатый орнамент .
Филимоновские барыни и кавалеры одеты всегда нарядно и ярко, их шляпки украшены разноцветными полосками, а на вороте кофты, на юбке и штанах нанесён всё тот же бесхитростный орнамент. Одежда филимоновских фигурок сложилась под влиянием с одной стороны городского костюма, с другой - крестьянских домотканых сарафанов , вышитых рубах и поясов. Орнамент (разноцветные штрихи, пятна, веточки, розетки), нанесённый без определённой схемы, создает броский пёстрый декор.
Производство филимоновских игрушек сильно сократилось в начале XX века , но оставалось несколько мастериц (Е. И. Карпова , А. О. Дербенева , А. Ф. Масленникова и др.), не бросавших своего ремесла. В -х годах усилиями искусствоведов и коллекционеров этот самобытный промысел был восстановлен. Сегодня в Одоеве открыта игрушечная мастерская. Современные филимоновские мастерицы, сохраняя традиционные приёмы лепки и росписи, стараются разнообразить сюжеты, сделать игрушку более нарядной.

Литература

  • Богуславская И. Я. Русская глиняная игрушка. - М .: Искусство, 1975.
  • Рогов А. П. Чёрная роза. Книга о русском народном искусстве. - М .: Современник, 1978.
  • Под ред. В. А. Барадулина Основы художественного ремесла. - М .: Просвещение, 1979.

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Филимоновская игрушка" в других словарях:

    Русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение промыслаПромысел игрушки… … Большой Энциклопедический словарь

    ФИЛИМОНОВСКАЯ ИГРУШКА, русский художественный промысел, сформировавшийся в Одоевском районе Тульской области. Свое название получил от деревни Филимоново, где жили в 1960 х гг. последние мастерицы, возродившие забытое ремесло. Возникновение… … Энциклопедический словарь

    Филимоновская топоним: Филимоновская деревня, Вельский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Холмогорский район, Архангельская область Филимоновская деревня, Тарногский район, Вологодская область… … Википедия

    игрушка - и; мн. род. шек, дат. шкам; ж. см. тж. игрушечка 1) Вещь, служащая детям для игры. Игру/шка из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная игру/шка. Пластмассовая, резиновая игру/шка. Ды … Словарь многих выражений

    И; мн. род. шек, дат. шкам; ж. 1. Вещь, служащая детям для игры. И. из дерева, из глины. Забавная, весёлая, смешная и. Пластмассовая, резиновая и. Дымковская, филимоновская, каргопольская и. Положить игрушку на место. Купить, беречь, сломать… … Энциклопедический словарь

    Проверить информацию. Необходимо проверить точность фактов и достоверность сведений, изложенных в этой статье. На странице обсуждения должны быть пояснения. Саратовская игрушка один из малых русских народных глиняных художественных… … Википедия

    - … Википедия

    Коник Мазыкская игрушка русский народный промысел, состоящий в изготовлении игрушек с помощью топора. «Топорщина», «болвашка», «тарарушка» … Википедия

    - … Википедия

    Народные художественные промыслы одна из форм народного художественного творчества, производство художественных изделий. История Народные художественные промыслы восходят к древности, к домашним промыслам и деревенскому ремеслу. Позже… … Википедия

Книги

  • Филимоновская игрушка. Для детей 5-9 лет. Альбом для творчества , . Пособия серии `Народное искусство - детям` предназначены для обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста основам изобразительного искусства и художественного труда. Каждый…

Село Филимоново расположено в Одоевском районе Тульской области, на берегу реки Уны. Именно здесь с незапамятных времен (первые найденные изделия датируются IX – XI веком) мастера особым образом расписывают глиняных зверушек, превращая их в крошечные произведения искусства. Филимоновская игрушка представляет собой яркий образец народного творчества, который снова начал набирать популярность в наше время. Филимоновская роспись это очень красивое искусство, так давайте сделаем поделку, используя эту роспись!

Учимся создавать оригинальные поделки в технике филимоновской росписи

Для поделок используется специальная глина, которая добывается там же, ее издревле использовали для производства гончарных изделий. По легенде название села "Филимоново", происходит от имени гончара Филимона, который первым обнаружил великолепные качества этого материала.

Сырая глина имеет голубоватый цвет, поэтому ее называют «синика». Она очень жирная и пластичная, но во время просушки изделия нужно постоянно приглаживать руками, т.к. на них могут появляться трещины. Зато готовые поделки приобретают красивый белый цвет, поэтому наносить узоры можно без предварительной грунтовки.

Особенности филимононовских игрушек.

Чаще всего мастера изображали человеческие фигуры (барышни в пышных платьях, кавалеры, танцующие пары, наездники) или животных (лошадок, баранов, медведей, домашних птиц).

Фигурки делаются без какого-либо шаблона из цельного куска глины с отсутствием мелких деталей. В руках у женских персонажей обычно запелёнатый младенец или птичка. Мужские фигуры отличаются толстыми ногами, обутыми в тяжелые, неуклюжие сапоги. Большой интерес представляет изображение парных фигур, они называются «Любота».

Важно отметить, что большинство животных имеют сходные элементы: вытянутое туловище, плавно переходящее в шею и небольшую голову. Только по форме головы или наличию рогов можно отличить, например, лошадку, от барашка. Очень любопытным является изображением сидящего медведя с широко расставленными лапами, который держит в передних конечностях овальных предмет – зеркало.

Традиционными для филимоновской росписи цветами являются красный, желтый и зеленый цвета, причем каждый из них выбран не случайно:

  • красный – символ земли, силы духа, огня и красоты
  • желтый – цвет солнца и воздуха
  • зеленый – цвет листвы и возрождения

Основным элементом росписи часто выступают полоски (например, у животных часто все тело делают полосатым), их дополняют более сложными узорами. Обычно лица и мордочки оставляют белыми, только несколькими штрихами намечая глаза и рот. Обычно роспись начинают с желтой краски, как с самой светлой, затем рисуют малиновые узоры, а конце добавляют зеленые элементы.Благодаря простоте исполнения эти поделки отлично подходят для детей – под руководством взрослого с ними справится и дошкольник.

Тысячу лет назад гончарным мастерством занимались в основном мужчины, а свистульки, как развлекательный предмет, делали женщины и дети начиная уже с 8-9 летнего возраста. Эти забавные игрушки активно продавались на ярмарках на потеху публике.

Однако считается, что изначально свистульки были не только развлекательным предметом. У наших предков-язычников они служили для обрядов и связи с духами. Вятичи встречали бога солнца Ярилу громким свистом из глиняных дудочек. Также верили, что такой свист может отогнать плохих духов из мира мертвых и очистить помещение. Именно поэтому свистульски часто вешали на шею детям: они одновременно выступали в качестве оберега и игрушки. Однако со временем магический символизм стал играть меньшее значение и свистульки с филимоновской росписью стали использовать просто для забавы. Для их изготовления использовали глину, оставшуюся после лепки горшков. Даже при обжиге в печи сначала клали горшки, а пространство между ними заполняли мелкими игрушками.

Разбираем основные образы в филимоновской игрушке и их значение

1)Женская фигура – олицетворение плодородия и всего живого, матери-кормилицы, продолжения рода. Обычно одеты в кофточку красного цвета и узорчатую юбку.

2)Медведь – один из ключевых персонажей славянских сказок, символизирует пробуждающуюся силу.

3)Олень – олицетворение крепкого и дружного брака, плодородия.

4)Конь – с древних времен картинки с лошадьми и их изображения связывались с солнцем. Считалось, что именно он возит по небу колесницу Ярила и приносит людям на земле его благодать.

5)Птицы – символы богини земли, часто изображаются вместе с женскими фигурами. Они означают пробуждение природы после зимней спячки, воскресение, плодородие и урожай.

6)Корова – самое важное у крестьян животное. Символизирует плодородие, энергию и неиссякаемую силу.

Видео по теме статьи



Народные промыслы являются поистине кладовой народной мудрости. Ведь наши предки ничего не делали просто так, для красоты. В любом произведении декоративно-прикладного искусства заложен определенный глубокий смысл, разгадать который – наша задача.

Игрушка – одно из красочных проявлений народной, массовой культуры, ее самобытности и колоритности. Традиции искусства делать игрушки переходят из поколения в поколение; через игрушку передаются познания о мире, о жизни, труде и красоте. Игрушку можно смело назвать фольклорным элементом. Этот вид изделия из керамики известен человечеству с незапамятных времен, такие изделия из глины встречаются во многих странах.

Русская глиняная игрушка рассказывает нам об особенностях русского народного творчества. Изучая народную игрушку, можно понять, как тесно ее создатели были связаны с землей, природой, деревенским трудом. Для русских игрушек характерны сюжеты с изображениями женской фигуры, домашних животных, птиц, всадника и т.д. Такие керамические изделия лепили в основном женщины и дети. Сначала игрушка была предметом культа, затем ее стали делать на забаву, на радость, для ярмарок и праздников.

Лепка игрушки была и своеобразным семейным отдыхом. Игрушки лепили с песнями, шутками и прибаутками. Поэтому игрушки получались такими добрыми и яркими, забавными и красивыми. У керамистов-игрушечников издавна существует правило – не лепить злую игрушку и игрушку с «грустным лицом».

В России наивысшего расцвета производство глиняной игрушки достигло в 18-19-ом вв., когда игрушка стала доступна не только для богатых, но и для простых людей.

Часто символы и орнаменты игрушки или росписи могут без единой буквы рассказать нам много интересного, гораздо больше, чем даже письменные книги. Как же нам не беречь и не хранить эти уникальные произведения искусства?

Филимоновская игрушка - один из старейших промыслов русской глиняной пластики, широко известный и популярный и России и за рубежом.

Николай Васильевич Денисов

Творчество

Я привык с малолетства к труду,
Проявляя упорство, отвагу.
И к стихам своим долго иду
Из глубин светлых чувств на бумагу.

С тайной живописи я в ладу.
Вдохновенье рождается в звуках.
На холсты краски жизни кладу,
И блуждает душа моя в муках.

Яркость древних ремесел люблю.
Я народной игрушкой взволнован.
Моих пращуров дух я леплю,
Светлой сказкой навек околдован.

Филимоновская деревушка
Синий лес, холмы, косогор
Лепят там из глины игрушку
И расписывают до сих пор.

Да, из красной обычной глины
Появляются вдруг на свет
Зайцы, коники, павлины
И солдатиков войско цвет.

В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново

В глубокой древности (исследователи пишут об эпохе верхнего палеолита) в этих местах были поселения древних людей, которые использовали местную глину для создания ритуальных фигур, это подтверждают археологические находки.

При раскопках Жемчужниковского и Снедковского курганов, городищ в Одоеве обнаружены черепки гончарных изделий, относящиеся к IX–XI векам. С рисунками и знаками, которыми расписывают сегодня филимоновскую игрушку.

Позже на этой территории поселились племена вятичей, которые имели оседлое поселение на филимоновском холме, о чем говорят найденные образцы вятической керамики, украшения и остатки одежд. Показательно, что орнаментика и символика этих предметов схожа с отголосками языческих узоров в росписи филимоновской игрушки.

Во времена Ивана Грозного в ХVI веке деревня упоминается в письменных исторических источниках, как собственность князя И.В.Воротынского, подарившего деревню Анастасову монастырю. В кормовой монастырской книге записано: «А даяние князя Володимера Иоанонича к Рождеству Пречистый в Анастасов монастырь деревня Филимоново».

Существует легенда о том, что именно жена князя Воротынского выписала в одну из своих деревень гончара по имени Филимон, который и положил начало гончарному промыслу в этих местах. С тех пор, говорит молва, деревню зовут его именем.

О том, что в деревне Филимоново существует гончарное производство, упомянуто в 1871 году в «Тульских губернских ведомостях»: «Жители подгородных селений казенного ведомства: Красенок, Татьева, Филимонова, Нестерова, Апухтина, кроме хлебопашества, занимаются плотничеством и гончарством…

История создания филимоновской игрушки

Филимоновской игрушке более 700 лет.

Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков.

Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.

В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те.

Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил.

Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется.

Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.

Владимир Лазарев

О том немало сказано
И нынче говорят:
Они свистульки разные
Из глины той творят –
Все пастухов да конников,
Ребят да молодух;
В ряду медведь с гармоникой,
Собака и петух.

Стоят – горят по полочкам,
От красок горячи:
В рисунке солнце с елочкой,
Да грабли и грачи.
Ах, эти грабли-грабельки
Да елочки мои,
Свистулечницы – бабоньки,
Игрушки-соловьи!

Это производство было полегче. Женщина была более загружена семьей и полностью отдаться ремеслу, которое требует отдачи с утра до вечера, не могла. Она обихаживала дом, кормила всю семью, готовила, убирала, рожала, нянчила, пряла, шила, в огороде занималась. Но почему она занималась именно игрушкой, потому что она хотела детей позабавить, я так предполагаю, а потом лепка игрушки – процесс который можно оставить на полпути. Отложить и заняться плачущим ребенком, и опять вернуться. Это забава для детей – свисток, игрушка.

Обучали девочек мастерству с семи лет бабушка, потому что обладала большим опытом лепки. Начинала обучение, и если девочка успевала выучить грамоту и письмо, то к семи годам она уже не посещала школу. Бабушка её учила лепить и к 15 годам её отдавали замуж с хорошим багажом. Она была профессиональным мастером. Знала как лепить, как обжигать, как расписывать. И имела при этом хорошее приданое, потому что начиная с 7 лет уже работала и торговала игрушкой в Одоеве, собирала деньги и покупала обувь, ткани, какие-то вещи. И, когда выходила замуж, считалась богатой невестой. Девушек желательно было не отдавать в другую деревню, поэтому старались выдать замуж за своих ребят. Так деревня разрасталась. Филимоново было очень большим, предположительно больше 120 дворов. Деревня была очень мастеровитая и у каждого мастера была своя печка, которая называлась горном, потому что делалась на взгорье. На склоне большого оврага, что разделял две деревни – Филимоново и Карасинки, была построена из кирпича печь, в которой плотными рядами укладывали посуду, а пустоты между горшками заполняли свистульками. Обжиг был необыкновенно красочным зрелищем. До глубокой ночи горели эти могучие костры, освещая раскаленные горшки и игрушки. Для всех жителей деревни день этот был торжественным событием – итогом всей зимней работы. У печей собирались нарядно одетые жители. Все ожидали чуда – появления преображенных огнем глиняных изделий. И это чудо возникало перед их восхищенным взором: местная глина после обжига приобретала белый цвет, и ее можно расписывать без предварительной побелки.

Особенность филимоновской игрушки

После обжига игрушки группировали по сюжетам для росписи. Сюжеты Филимонова – это барыни, крестьянки, солдаты, танцующие пары, наездники на лошадях; из животных – коровы, бараны, лошадки, медведи; из птиц – курицы и петухи.

Филимоновские игрушки – это свистульки, даже барыни и кавалеры. Свисток всегда находится в хвосте зверей и птиц. Игрушка отличается особым изяществом форм, своеобразной пластикой, вытянутой пропорцией. Это потому, что природные свойства местной глины, жирной и пластичной, отразились в облике игрушек. Лепится игрушка из старинной глины, зародившейся во времена, когда по земле ходили динозавры. Она очень древняя, в ней очень много пегмента, который её окрашивает, органики. Поэтому она практически черная. Добывают её в карьере на глубине 2-3 метров. Отливает она ультрамариновым цветом. В отличие от синего ультрамарин более насыщен. Филимоновская глина – природная массозаготовка. С ней ничего не надо делать. Её взял размочил, перемял как тесто и лепишь. Нашим мастерам повезло, потому что в других промыслах такого счастья нет.

Филимоновская глина при сушке быстро покрывается трещинами, ее приходится постоянно заглаживать влажной рукой, невольно сужая и вытягивая туловище фигуры. Пока глина сохнет, игрушку много раз оглаживают, «подтягивают», выравнивая ее поверхность. «Подтягивать» и подглаживать ее приходится дней пять. С каждым таким подтягиванием игрушки удлиняются в пропорциях. Но красота и оригинальность игрушки не только в особых качествах местной глины, а также в форме и росписи. Народная игрушка в своем первородном виде культовая и обрядовая скульптура, инструмент магии. Она представляет собой явление народного искусства, в котором эстетическое и культовое начала были слиты воедино, и непременно учитывались мастером.


Филимоновская игрушка – свистулька «Олень с гармошкой». Яркая и очень самобытная филимоновская игрушка всегда отличалась от других русских игрушечных промыслов. Вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.

Роспись филимоновской игрушки

Главное, что поражает при взгляде на филимоновскую игрушку, – ее смелая роспись. Расписывать филимоновскую свистульку начали только в середине прошлого столетия, когда появились анилиновые краски. Поначалу краски разводили «на полном яйце», и роспись была сочных естественных тонов. К сожалению, она быстро тускнела и жухла. Тогда мастерицы начали использовать ацетон. Краски стали более стойкими, яркими, даже несколько пронзительно – ядовитыми.

До наших пор игрушечницы брали для росписи куриные и утиные перышки, «ведь перышко краску лучше держит и прочнее оно» - говорят филимоновские женщины. И сейчас они пишут перышками: с кисточки краска к чистой глине не пристает, и остаются ворсинки, а с перышка – ложится чисто и ровно.

Расписывают свистульки прямо по белой обожженной глине, причудливыми полосками – желтых, лиловых, зеленых, реже синих и фиолетовых цветов. Кроме того, мастерицы варьируют цвет. Ложится синий мазок на желтый – получается зеленый, красный на желтый - дает оранжевый. Роспись строится по традиционной схеме:

сначала накладывают желтые полосы и пятна;

потом их обводят красным;

затем зеленым, синим, иногда фиолетовым.

Лимонка, малинка, зеленка – так ласково называют мастерицы свои краски. Гамма цветового решения почти не меняется. Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.

Символы


Начинают мастерицы писать всегда с центра, а от него уже развивается роспись дальше, повинуясь чутью и воображению. Все эти узоры напоминают о связях человека и природы. Елочки, кружочки, солнышки, что используют мастера – это очень древние обрядовые знаки. Впрочем, по старинному поверью, символы в узорах несли духовную силу, способную заклинать любое зло и несправедливость стихийных сил природы. Эти символические знаки, пришедшие к нам из древних обрядовых праздников, – с магической символикой.

В филимоновской игрушке мы видим символы солнца, земли, воды, плодородия. Знаки солнца – очень многообразны и изображаются кружками с лучами, даже есть изображение ночного солнца. Знак воды – полосы в виде треугольников. Дождь обозначается прерывистыми линиями.

В филимоновской росписи мастера по-своему показывают близость к природе. Они пропустили через свое мироощущение все образы и символы и показали в росписи свое восприятие мира.

Есть предположение, что в самой композиции филимоновской игрушки, принципах создания «записаны» представления древних славян о мироздании. Три круга (или эллипса), составляющие основу многих игрушек из Филимонова, якобы символизируют Время, Пространство и Вечную Материю. Вот такая троица.

В истории человечества искусство создания глиняных фигурок с цветной росписью известно с глубокой древности. Изначально такие фигурки представляли собой воплощение языческих божеств - плодородия (женская фигура), богатства (рогатые животные), солнца (конь, всадник, петух, олень), воды «земной и небесной» (уточки), а также магических покровителей - леса (медведь) или домашнего очага (конь). Цвета росписи тоже имели магическо-символическое значение: красный - солнца, зеленый - жизни, белый - гармонии, синий - небесный. Через столетия древние культовые фигурки трансформировались в бытовые предметы - обереги, игрушки - и стали предметами домашнего ремесла.



Филимоновская игрушка – свистулька «Медведь с зеркалом». Одна из традиционных фигурок данного промысла. Медведь по поверьям символизировал силу, мудрость, доброту, покровительство слабым.



Филимоновская игрушка – свистулька «Петушок». Самая популярная форма для глиняной филимоновской игрушки - это птицы. Петушки - излюбленные свистульки у мастериц. Для древних славян образ Птицы всегда символизировал весну. С наступлением теплых дней славяне торговали на ярмарках всем тем, что было сделано за длинную российскую зиму, в том числе и игрушечными петушками.



Филимоновская игрушка – свистулька «Свинья с поросятами». Свинья - это символ удовольствия и материального благосостояния. Свинка с поросятами, выполненная в виде свирели обязательно принесет удачу в ваш дом.



Филимоновская игрушка – свистулька «Баран». Яркая и оригинальная фигурка, украшенная традиционным орнаментом промысла – полосочками. Растительный узор в виде елочки является символом плодородия.


Филимоновская игрушка – свистулька «Барыня с коромыслом». Барыня также является самой узнаваемой фигурой филимоновского промысла. Плавные линии фигуры, выразительное лицо, яркие цвета. Кружочки на юбке являются символом солнца.

Работы народных мастеров

Рассматривая работы народных мастеров, можно только удивляться устойчивости традиций в выборе тем и сюжетов игрушек. Изображение людей примитивны и монолитны в филимоновском промысле. Неширокая юбка – колокол в узкую талию, узкие плечи, руки, голова, составляют одно целое с шеей, переходящей в шляпку с козырьком. Вытянутые плоские фигурки с небольшой головой на непомерно длинной шее, тонкие длинные руки – таков характерный облик филимоновской женской фигуры.

В филимоновской игрушке мы видим, что единство природы, выразилось в особой форме зверей и птиц. Воображение мастера наделяло вещи чертами живого мира, у животных подчеркивалось то, что свойственно самому человеку. Для мастериц прошлого роспись игрушек была особым праздником. В деревне «дом перед домом» соревновался – кто лучше распишет свистульку. Давно исчезли голосистые крестьянские базары, где филимоновцы продавали свои «чудо – развлечения». Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры (мелкой пластики). В наши дни мастерицы везут свои работы на художественные выставки.

Современная лепная свистулька стала еще ярче, наряднее, больше (до 20 см. в высоту), превратилась в скульптуру малых форм и поменяла и свой облик. Наряду с традиционными барынями, всадниками, животными, возникли сложные групповые композиции и бытовые сценки из деревенской жизни, согретые сердечным теплом мастеров. В музеях народного искусства, в частных коллекциях можно увидеть загадочных животных А.Ф. Масленниковой, одухотворенных глиняных кукол Л.Г. Зайцевой, ласковых зверей А.Г. Карповой, свистульки Е.К. Евдокимовой и других замечательных мастериц (показ иллюстраций работ мастериц). Только вот беда, если раньше в Филимоново почти в каждом доме гончарили, да лепили игрушку, продолжая многовековое дело предков, то теперь промысел все больше уходит в прошлое. Народная игрушка-явление в русской культуре значительное, в ней своеобразно отразились жизнь, труд и мировоззрение нескольких поколений людей. Филимоновская свистулька, прославившая свою деревню, у нас в стране и далеко за ее пределами, должна быть сохранена для будущего.

Одна из мастериц, Елена Кехаида, с любовью рассказывает о филимоновской игрушке

Е.И.: Она такая ярмарочная, добрая игрушка. Многие игрушки пропали с лица земли. Ведь в древности возле каждого глиняного промысла была игрушка. Производство посуды, а возле него глиняная игрушка. А наша игрушка осталась. Она передавалась из руки в руки. Секреты изготовления филимоновской игрушки передавались от бабушек к внучкам, от внучек к правнучкам. Филимоновской игрушке повезло тем, что её изготовление почти не прерывалось. Времена были разные. Но не лепили её только два года, когда была немецкая оккупация Филимоново.

В 70-е, 80-е годы она перебралась в Одоев. Во времена Хрущева были тяжелые времна для игрушки, был запрет на её изготовление.

Инспектора по ночам специально приезжали к мастерам, искали игрушки и конфисковывали.

Производство заметно оживилось в 1950-е годы. Внимание и интерес общества к народному искусству привели к возрождению в Филимонове игрушечного промысла. Мастерицы быстро вспомнили свое ремесло.

В 1960-70-х годах деревенские мастерицы стали членами Союза художников, а затем и Заслуженными художниками, в Филимонове была открыта мастерская по производству керамической игрушки, которая позже стала отделением Тульского творческо-производственного комбината. К сожалению это не спасало народную филимоновскую игрушку от забвения, когда волна первого большого интереса стала постепенно гаснуть. А мастерицы становились старше, подступали болезни, деревенская жизнь становилась все труднее, деревни попросту умирали, а вместе с ними уходило и крестьянское народное искусство.

В 1984 году началось постепенное возрождение филимоновской игрушки выпускниками Абрамцевского художественно-промышленного училища и потомками филимоновских мастериц: Еленой Башкировой и Константином Кехаиди, Александрой Стуковой и Ириной Левитиной, Аллой Гончаровой, Владимиром Першиным и Еленой Орловой под руководством художника и искусствоведа Н.В. Денисова, но уже не в деревне, а в 14 км от нее, в соседнем Одоеве - поселке городского типа, а вернее сказать небольшом, но древнем городке.

Игрушка выжила и дошла до наших времен и вот сейчас её лепят в Одоеве совсем немного людей. «А дело-то это не столь грязное, сколь доброе, светлое и чистое, - говорит Елена Кехаида. - Ведь помнить мы должны, да и другим сказывать, как предки наши жили, чем занимались, хобби, значит, какое у них было. Интересно же. Да и поучительно. Чтоб молодёжь-то нынешняя поменьше нехороших отвлечений имела от дел важных, да кто, может, и игрушку филимоновскую сам смастерит. Душа-то от этой работы чище становится, ведь от игрушки-то добром веет, душу она человеческую согревает».

Принцип лепки 700 летней давности. Она лепится определенным образом. Определенные пальцы делают определенную работу, игрушка строится определенной схемой. Лепка осуществляется снизу вверх. Как бы перегоняя глину из тех частичек, которые идут вверх лепится то шейка, то хвостик, то свисточек, то лапка. И всё это так отлажено, лаконично все продумано, что идеальнее не бывает. Это всё веками заточено, отточено. Оттого игрушка лепится именно характерным образом. Это очень великая и удивительная вещь в генетике этого промысла. Передается и для чего-то сохраняется. Мне кажется игрушка нужна и если бы она была плоха, несла бы языческую, какую-то темную сторону, Господь её давно убрал. Потому что ни к чему такая игрушка. А эта игрушка радостная.

Николай Васильевич Денисов

Филимоновская игрушка

Я переехал засеки границу.
Знакомую тропинку нахожу.
Иду к своим любимым мастерицам,
Как в терема, я в их дома вхожу.

Смотрю, как виртуозны, чутки руки,
И в сердце много воли, теплоты.
Они, как тайна, для большой науки,
Игрушки древней в ней живут черты.

Передо мною образы и краски.
А в глине отсвет замыслов труда.
Живут в селе, как мудрецы из сказки,
Волшебных дел России мастера.

На сегодняшний день в Одоеве лепят филимоновскую игрушку всего несколько семей, продолжающих художественные традиции старинного промысла.

Школа искусств

В Одоеве работает школа искусств, в которой два класса филимоновской игрушки и керамики ведут народные художники России - супруги Кехаиди. Они уже обучили мастерству лепки около трех сотен ребят.

Фестиваль «Поляна»

С 1998 года вблизи Филимонова проводится ставший с тех пор традиционным фестиваль народного творчества «Поляна», собирающий учащихся, студентов, художников и народных мастеров из разных уголков страны. Проводится мастер-классы, идет обмен мнениями, идеями. «Поляна» по популярности, пожалуй, уже не уступит проводимым в соседнем Арсеньевском районе праздникам «Песни родины Даргомыжского» или «Тургеневскому лету», что проходит в Чернском районе.

Заслуга энтузиаста К. Н. Кехаиди и его добровольных помощников: в первую очередь, жены и соратника Е. И. Кехаиди, а также специалиста комитета культуры Л. Н. Селиверстовой, преподавателей школы искусств С. Е. Ждановой, С. А. Любчиковой - идея проведения фестиваля

На семь дней в палаточный лагерь съезжаются глиняных дел мастера и подмастерья из столицы, Московской, Тульской, Калужской, Рязанской областей. Проводится фестиваль народного творчества уже более десяти лет.

Константин Николаевич Кехаиди стал инициатором проведения традиционных фестивалей под оригинальным названием «Поляна», которые проходят под деревней Филимоново, на берегу реки Упы.

Как говорит К. Н. Кехаиди, вся затея держится на чистом энтузиазме. Людей материально нечем, к сожалению, заинтересовать. Спасибо районной администрации, что выделяет средства на проведение лагеря, были сделаны необходимые хозяйственные приобретения. Но этого недостаточно. Гости делают небольшие взносы, а о проживании и питании должны позаботиться сами.

Удивительно, но этот уникальный фестиваль уже несколько лет живет сам по себе, только благодаря самим мастерам-энтузиастам.

Фестиваль «Поляна» выполняет важную роль в сохранении наших культурных традиций, сберегая знания народных промыслов, существовавшие, с незапамятных времен, на территории нашего многонационального государства.

Музей «Филимоновская игрушка»

Музей «Филимоновская игрушка» - единственный специализированный музей, посвященный одноименной игрушке.

Основу экспозиции составляют работы старых прославленных мастериц А.Г. Зайцевой, А.Г. Карповой, А.И. Дербенёвой, Е.И. Лукьяновой и Е.К. Евдокимовой, а также современных мастеров - В.Н. Масленниковой, Е.А. Орловой, В. Б. Першина, Р. В. Орлова, К. Н. и Е. И. Кехаиди и их сына Платона, М.Н. Марченковой, А.И. Гончаровой и ее дочери Анны, Г.В. Мишиной, И.Д. Бежиной, Е.М. Палевской.

В музее представлены редкие уникальные фото и архивные материалы о жизни и творчестве прежних и нынешних мастеров. Ну и конечно в музее можно увидеть процесс создания игрушки, а при желании и самому попробовать свои силы. Возьмите в руки комок мягкой синей глины и вы ощутите ее энергию. Прислушайтесь к ее внутреннему голосу и вдохните в нее жизнь, создав коня, уточку или петуха.

Филимоновская игрушка и другие виды искусств

Филимоновская игрушка вдохновляла на творчество поэтов, художников, мастеров декоративно-прикладного искусства, например: Денисова Римма Васильевна о филимоновской игрушке (стихи)

Как сказку недосказанную где-то,
Держу в ладонях отзвук старины,
И слышу я у сердца рядом где-то,
Открылась дверь к игрушке и любви.

Лепите их! Нужны эти свистульки,
Их сердце чувством, творчеством звенит,
Наш вечный друг, народные игрушки,
Дорогой нужных дел идут в зенит.

Пусть символичен будет образ мишки,
И ум и сила, мудрость простоты
Игрушки также святы, что и книжки
Несут в себе познанье красоты.

Филимоновская игрушка

Ты откуда пришла к нам такая?
Вся простая, без хитрых затей.
С длинной шеей и расписная,
Для игры и забавы детей.

Я тебя полюбил в раннем детстве –
Мастерицею бабка была.
Ты ко мне перешла по наследству
От красивых людей из села.

Для тебя не страшны расстоянья.
Ты – от предков далеких времен.
Эти глиняные изваянья –
Колокольной Руси перезвон.

Интерес к филимоновской игрушке подтверждает и проводимый каждый год фестиваль «Поляна».

Пройдя долгий и сложный путь от мифа-сказки до детской забавы, игрушка сейчас превратилась в самостоятельное произведение скульптуры. На ярмарках и фестивалях декоративно-прикладного искусства глиняная диковинка сейчас традиционный и желанный гость. По словам народного мастера России Елены Орловой: «Уникален этот промысел тем, что он никогда не прерывался. Он передается из поколения в поколение».